Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров


Error: Incorrect password!
Error: Incorrect password!

Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Помня о прошлом, Казахстан отвергает ядерные бомбы



Помня о прошлом, Казахстан отвергает ядерные бомбы

 

Помня о прошлом, Казахстан отвергает ядерные бомбы Казинформ публикует статью корреспондента агентства «Рейтер» Робина Пэкстона «Помня о прошлом, Казахстан отвергает ядерные бомбы», увидевшую свет 10 ноября текущего года.

 


***

 

Хафиз Матаев вспоминает, как пытался спрятаться, когда увидел гриб от ядерного взрыва, поднимающийся над степью. Прошедшие шестьдесят лет не стерли в его памяти звук, который сопровождал взрыв. «В тот день мы услышали голос земли», - говорит он.

81-летний Матаев вырос вблизи главного испытательного ядерного полигона Советского Союза. Он привык к волнам раскаленной пыли, которые каждый раз после взрыва наполняли небо над его родной деревней.

Бывший директор школы связывает свое долголетие с тем, что он в итоге уехал из родной деревни. Но оба его родителя умерли от рака. И на его глазах его брат умер от рака. «Это трагедия моей жизни», - говорит он.

С 1949 по 1989 годы Советским Союзом было проведено 456 ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в Восточном Казахстане.  29 августа 1991 года, ровно через 42 года после первого взрыва, казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев подписал указ о закрытии полигона.

Независимость, пришедшая в Казахстан через несколько месяцев, поставила страну на уникальный путь к ядерному разоружению. Эта центральноазиатская страна добровольно отказалась от чудовищного ядерного арсенала, унаследованного от Советского Союза, который в то время был четвертым по своей величине в мире, и приняла международную помощь по его уничтожению.

«Наша страна решила, что её сила будет заключаться не в её ядерной мощи, а в её решимости полностью отказаться от этого оружия», - отметил стоящий 20 лет у власти Президент Назарбаев в ходе своего недавнего выступления.

Казахстан, обладая вторыми в мире запасами природного урана после Австралии, является первопроходцем глобального движения за мир без ядерного оружия. Сегодня там, где производились ядерные испытания, ученые проводят исследования по использованию атомной энергии в мирных целях.

Страна в сотрудничестве со специализированными учреждениями ООН по ядерному наблюдению и правительством США демонтировала свой ядерный арсенал и предоставила использованное топливо для сохранения под эгидой Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ).

Заместитель министра энергетики США Дэниэл Понеман сообщил агентству «Рейтер», что в прошлом месяце Казахстан завершил процесс разбавления 33 килограммов (73 фунтов) высокообогащенного урана для его передачи в научно-исследовательский институт, расположенный вблизи крупнейшего города страны Алматы.

Также в Казахстане через всю страну было транспортировано использованное топливо из выведенного из эксплуатации реактора советских лет из портового города Актау у Каспийского моря в безопасное место, находящееся на территории полигона.

«В результате был нейтрализован материал, достаточный для создания 775 единиц ядерного оружия», - сказал Понеман. «Если весь мир начнет следовать этому примеру, то думаю, на земле станет намного безопаснее».

 

 «НЕ СМОТРЕТЬ»

 

В решении об отказе от ядерного арсенала большую роль сыграло то, что Казахстан являлся страной, пережившей ядерные испытания на себе. Более 1,5 миллиона человек в той или иной степени пострадало от испытаний.

«Радиации было подвержено 300 тысяч квадратных километров земли, что по площади равнозначно территории такой крупной европейской страны, как Германия», - сказал Назарбаев во время своего выступления на конференции, посвященной 20-й годовщине закрытия полигона.

Матаев вспоминает, как после того взрыва, который он увидел в 1953 году, его со всеми жителями эвакуировали на 3 месяца, чтобы они жили в юрте, традиционном жилище кочевников. «Нас предупредили о том, что смотреть на взрыв нельзя, - говорит он. - Но молодежь всегда любопытна».

По крайней мере, его предупредили. А за четыре года до этого, когда производилось первое испытание, представители власти говорили его родителям, что им нечего бояться. «Они сказали, что это не опасно», - рассказал Хафиз.

Площадь в 18 500 квадратных километров для полигона была выбрана Лаврентием Берией, Генеральным комиссаром госбезопасности СССР при Иосифе Сталине.

Предполагалось, что эта территория является якобы незаселенной. Но на самом деле там проживали люди, которые сразу же начали болеть.

Местным врачам не разрешалось официально ставить диагноз рака или лейкемии. Они также скрывали, что уровень суицида в регионе превышал почти в два раза показатель по республике, о чем стало известно только после раскрытия архивов СССР.

«Все знали, что это было вредно, но куда мы могли обратиться?»,- вопрошает другой житель региона 74-хлетний Максут Косжанов. В смерти своих двух сестер от рака он винит испытания на полигоне.

Сегодня уровень радиации в некоторых районах полигона до сих пор превышает норму.

Рядом с эпицентром первого взрыва «Первая молния» сотрудники охраны в военной форме и защитных масках измеряют уровень радиации при помощи ручных счетчиков Гейгера.

Менее чем в километре от зоны их патрулирования красные флаги среди заброшенных бетонных башен наблюдения, в которых размещались камеры, термометры и другое оборудование для наблюдения за взрывами, указывают об опасных зонах.

Результаты произведенных испытаний изучались в штабе полигона, который находился в 50 километрах в городе Курчатове, названном в честь советского ученого-физика Игоря Курчатова, ответственного за испытания на полигоне с момента его создания до 1955 года.

Годы спустя в этом здании размещается музей, где среди экспонатов находится панель управления взрывами, а также гранитные плиты, превращенные в шлифованные камни от подземных испытаний и изогнутые хвостовые части снарядов.

Но Курчатов, город заброшенных многоквартирных домов, где население сократилось с 50 тысяч человек, проживавших там в советское время, до 13 тысяч, был возрожден и стремится стать центром по инновационным технологиям в сфере атомной энергии.

 

ОТ «ЯДЕРНЫХ ГРИБОВ» К МЕДИЦИНЕ

 

Прямо напротив бывшего штаба испытаний расположен современный парк индустрии, в котором находится промышленный ускоритель электронов, используемый для производства полиэтиленового пенопласта, водонепроницаемых кровельных материалов, панелей нагревания и лекарств.

«Мы работаем над мирным использованием атомной энергии», - говорит получивший образование в Москве доктор физико-математических наук Кайрат Кадыржанов, ныне возглавляющий Национальный ядерный центр РК.

Кадыржанов сказал, что его центр также проводит оценку территории бывшего полигона, определяя зоны, безопасные для ведения животноводства и добычи полезных ископаемых.

«Было время в 1990-х годах, когда большое количество металлолома и медного кабеля собиралось на территории полигона и продавалось в основном в Китай», - говорит он.

До сих пор ведется работа по определению дозы радиации от подземных взрывов, которая дошла до грунтовых вод. Один из подземных взрывов образовал 100-метровый кратер в степи, который потом наполнился водой и получил название «Атомное озеро».

Тесты показали, что уровень радиации в угле, меди и флуоридных рудниках не превышает допустимой нормы. Ведение сельского хозяйства на зараженной территории запрещено, несмотря на то, что Национальному ядерному центру известно о распространенном выпасе скота.

В данных исследований центра говорится о том, что обнаружены факты повышенных уровней трития, радиоактивного изотопа водорода в образцах молока, взятых у скота, пасшегося возле главной водной артерии региона реки Шаган.

По информации Национального ядерного центра, некоторая часть зоны полигона в обозримом будущем не может быть использована в коммерческих целях, но благодаря дальнейшим исследованиям планируется вернуть до 80% земли в коммерческое пользование.

Заместитель министра энергетики США Понеман называет закрытие полигона «прекрасной моделью».

За последнее десятилетие количество ядерных испытаний во всем мире резко сократилось, и только Северная Корея нарушила де-факто мораторий, действующий по всему миру. При этом в течение предыдущего десятилетия было около 500 испытаний.

Ныне для Казахстана все это - неотъемлемая часть истории, которую страна не желает переживать заново. «Прежде всего мы испытали чувство торжества победы над злом», - сказал Назарбаев.

 

Национальное информационное агентство «КазИнформ»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 10
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.553 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>