Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров


Error: Incorrect password!
Error: Incorrect password!

Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Как повлияет демографический кризис 90-х годов на систему образования в РК?



Как повлияет демографический кризис 90-х годов на систему образования в РК?

Как повлияет демографический кризис 90-х годов на систему образования в РК?Как повлияет демографический кризис 90-х годов на систему образования в РК?. В некоторой степени вузы Казахстана столкнулись со значительным дефицитом студентов.


Нынешним летом группа российских социологов в рамках работ по сравнительному изучению общественных процессов в Российской Федерации и в Казахстане провела исследование представителей высшей школы Сибири и Восточного Казахстана. Полученные выводы, по словам одного из организаторов исследования социолога Дмитрия Слепнева, особенно актуальны сейчас. Ведь Евразийский союз, помимо прочего предполагает интеграцию образовательного пространства. А это, в свою очередь, не исключает конкурентную борьбу между вузами Казахстана и России.  – В некоторой степени вузы Казахстана столкнулись со значительным дефицитом студентов. По вполне понятным демографическим причинам – в студенческий возраст вошло поколение, родившееся в трудные 90-е, когда рождаемость серьезно сократилась. Сегодня в Казахстане насчитывается около 260 тысяч человек в возрасте 18 лет, и до 2020 года численность этой группы будет уменьшаться, то есть будет меньше потенциальных абитуриентов. И такая тенденция продлится еще несколько лет, пока не подрастет поколение бэби-бума нулевых. Для вузов Восточного Казахстана, который соседствует с сильными образовательными центрами в России – Новосибирск, Томск, недалек и Красноярск с его новым Федеральным университетом, такая перспектива не видится позитивной. Тогда как казахстанские приграничные вузы сокращают свой контингент, с другой, российской стороны, ситуация с числом студентов стабильна. Хотя и демографический провал такой же, и проблемы в связи с этим схожие. Как удалось остановить падение численности студентов? За счет иностранных студентов, в частности казахстанцев.  Например, число казахстанских студентов в Сибирском государственном медицинском университете Томска за последние семь лет увеличилось со 158 до 650 человек. Всего в городе обу­чаются более четырех с половиной тысяч казахстанцев – это почти 70 процентов от всех иностранных студентов вузов города.  Мы специально выбирали не «флагманы отрасли» вроде Назарбаев Университета или МГУ, а рядовые институты в глубинке, чтобы понять проблемы региональных вузов. При этом мы провели фокус-группы и с казахстанскими студентами, обучающимися в Томске. – Полученные заключения исследования стали ли для вас неожиданными? – Можно сказать и так. Высшая школа Казахстана и Сибири формировалась в основном в советские годы как кузница кадров для одного большого экономического региона, связанного сложными технологическими связями. Вузы Семея, Павлодара или Усть-Каменогорска раньше обучали студентов Алтая, Кемерово, Новосибирска, так как была и отраслевая специализация, и репутация, и общие учебные программы. Сегодня все не совсем так: региональные вузы Казахстана продолжают поставлять в приграничные российские вузы абитуриентов, магистрантов, молодых ученых из Казахстана. А вот обратного движения нет. При том что в России почти семисоттысячная казахская диаспора. Все опрошенные респонденты в Казахстане и казахстанцы в Томске отмечали, что материально-техническая база в РК серьезно выросла в последние годы. Даже стипендия выше, чем в России. С общежитиями ситуация в РК значительно лучше, чем была раньше. И тем не менее отток студентов из Казахстана в Россию не прекращается. – Почему казахстанцы стремятся получить образование в РФ?  – Единого ответа не существует, потому что здесь действует целый комплекс причин. В ходе исследования обнаружилось, что власть стереотипа о том, что «в России образование лучше, чем в Казахстане», пока несокрушима.  А тем временем страна теряет специалистов и граждан. Впрочем, теряют региональные вузы и профессорско-преподавательский состав – лучшие отбывают в мегаполисы и за границу.  Участники групп из числа преподавателей высказывали единую оценку и  переходу на западные стандарты. Россия входит в Болонский процесс постепенно, сохраняя часть прежней системы. В Казахстане же решили сделать ставку на западную модель и внедрять ее мгновенно. Получилось нечто странное: западная форма без должного содержания.  – По итогам исследования специалисты обычно вырабатывают ряд рекомендаций, есть ли они у вас? – В некоторых вузах нарушены вертикальные коммуникации: менеджмент вуза не выстраивает диалог со студенческим и преподавательским составом, делая ставку на формализацию процесса работы и учебы. Такой формализм отмечается многими респондентами как одна из главных причин стагнации качества образования. Преподаватели перегружены не только собственно учебным процессом, но и написанием бесконечных отчетов, «погоней за баллами», которые должны были бы по идее сказываться на их заработке, но в реальности выгода незначительна.  Времени на научную деятельность просто нет. А что еще более важно – в Казахстане преобладает непрозрачный менеджмент в высших учебных заведениях. Общественные советы, которые сейчас создаются в вузах – просто фикция. Рядовой преподавательский состав (не говоря уж о студентах), как правило, не знает даже, кто в эти советы входит и как совет формируется.  – Какова конкурентоспособность приграничных вузов Казахстана?  – Каждую весну российские выездные приемные комиссии приезжают в Казахстан и позволяют выпускникам школ, минуя сдачу ЕНТ, попробовать поступить на бюджетные отделения российских вузов. Широкая и крайне позитивная практика академического обмена, когда студенты Казахстана по обмену могут ездить в вузы других стран, в частности в Россию, становится туром невозвращенцев.  Пока сибирские вузы строят свое будущее без оглядки на Казахстан, воспринимая его скорее как поставщика абитуриентов. Но вузы Казахстана сами не проявляют своей решимости. Представьте, что в заштатный региональный вуз приходит новая команда: иностранные специалисты, менеджеры и преподаватели, принеся с собой совершенно новое качество знаний. Престиж учебного заведения вырос бы в разы.  Однако технология создания университета с иностранным менеджментом и преподавательским составом уже отрабатывается в Астане в Назарбаев Университете. И что мешает региональным вузам воспользоваться частью этой технологии? 



Источник: Сайт газеты «Литер»


Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 6
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.870 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>