Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Уникальность Конституции РК позволяет правовой системе оставаться конкурентоспособной



Уникальность Конституции РК позволяет правовой системе оставаться конкурентоспособной

Уникальность Конституции РК позволяет правовой системе оставаться конкурентоспособнойУникальность Конституции РК позволяет правовой системе оставаться конкурентоспособной. В 1997 году наше государство вошло в пятерку самых динамично развивающихся стран мира. 


Министр юстиции Б.М. Имашев выступил на Международная конференция на тему: «Конституция: стабильность, мир и общественное согласие». Имашев рассказал о роли Конституции Республики Казахстан  в обеспечении конкурентоспособности национальной правовой системы в свете Стратегии «Казахстан – 2050», сообщает пресс-служба МинЮст РК. Принятие Конституции Республики Казахстан в 1995 году на всенародном референдуме стало отправной точкой в развитии государственного и общественного устройства в новейшей истории Казахстана. Основной Закон четко определил в качестве основополагающих принципов общественное согласие, политическую стабильность, экономическое развитие и решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. Идеи, заложенные в Конституции, обеспечили единство, целостность правовой системы и ее конкурентоспособность на долгие годы вперед, на которые обращал свое внимание Президент Республики Казахстан - Лидер Нации Нурсултан Абишевич НАЗАРБАЕВ, как один из ее авторов. В доктрине конституционного права под конкурентоспособностью национальной правовой системы понимается ее способность превзойти правовые системы других стран и прежде всего в развитии социально-экономической сферы.   Как известно, объем, полнота провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина в различные периоды может меняться в зависимости от уровня экономического развития страны. Соответственно, залогом процветания экономики, повышения уровня социальной жизни населения являются нормы Конституции,  имеющие стабилизирующее значение для развития законодательства во всех ее отраслях.   Поступательное развитие экономики и продуктивное формирование социальных институтов нашего гражданского общества предопределено доктринальным толкованием и применением норм Конституции.                                      Так, большинство из 154 законопроектов, рассмотренных за время работы третьей сессии Парламента Республики Казахстан V созыва,  разработаны Правительством и затрагивают социально-экономическую сферу.  Это такие законы как: - о национальной палате предпринимателей предусматривающий обеспечение эффективного взаимодействия субъектов предпринимательства, их объединений с государственными органами, а также широкий охват и вовлеченность субъектов предпринимательства в процесс формирования предпринимательского сообщества. - о профессиональных союзах, принятый в целях реализации гражданами конституционного права на свободу объединений, создание, деятельность, реорганизацию и ликвидацию профсоюзов; - по вопросам трудовой миграции, направленный на регламентацию порядка осуществления трудовой деятельности иностранными работниками у физических лиц; - по вопросам социально-пенсионного обеспечения, направленный на социальную защиту граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, а также на улучшение качества и уровня их жизни и другие.  ЕЛБАСЫ в своем Послании народу Казахстана СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050» «Новый политический курс  состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года, отметил, что с момента принятия Стратегии-2030 в 1997 году наше государство вошло в пятерку самых динамично развивающихся стран мира. Это является бесспорным показателем конкурентоспособности нашей правовой системы.  Новая амбициозная задача, поставленная Президентом страны в СТРАТЕГИИ «Казахстан-2050»  по вхождению Казахстана  в число 30-ти самых развитых государств мира предъявляет высокие требования к национальной правовой системе и ее конкурентоспособности на международной арене.   Реализация этой стратегической задачи соответствует основным постулатам Конституции о правовом и социальном государстве, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.  Уникальность положений Конституции Республики Казахстан позволяет оставаться нашей правовой системе конкурентоспособной и адекватно реагировать на происходящие в мире процессы. Конституционные нормы о разнообразии форм собственности (статья 6), равноправии субъектов права (статья 14), свободе предпринимательской деятельности (статья 26) и ряд других обеспечивают гибкие условия привлечения инвестиций,  дальнейшее снижение административных барьеров для бизнеса и прозрачность системы налогообложения.  Одной из новых форм обеспечения конкурентоспособности правовой системы является разработанный Правительством и утвержденный Указом Президента от 9 августа 2013 года КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПЛАН законотворческой работы на 2013-2016 годы на весь период работы Парламента пятого созыва, принятый в реализацию СТРАТЕГИИ «Казахстан-2050» и программной статьи Главы государства «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов  к обществу всеобщего труда»  от 10 июля 2012 года. Принятие Концептуального плана является прогрессивным шагом в сфере законотворческой работы. Он вобрал в себя консолидированные предложения законодательной и исполнительной ветвей власти, а также предложения партий, представляющие интересы народа Казахстана в Парламенте Республики Казахстан. Такой подход позволяет с учетом передового международного опыта совершенствовать систему законодательства поступательно, не распыляясь на решение узкоотраслевых или ведомственных вопросов. Центральное значение в развитии потенциала Основного Закона и механизме обеспечения конкурентоспособности национальной правовой системы отведена  Конституционному Совету Республики.  Конституционным Советом было принято более 140 нормативных постановлений, обобщенных в его 18-ти посланиях, оглашенных на совместных заседаниях Палат Парламента.  Только за последние годы Правительством в реализацию нормативных постановлений Конституционного Совета были разработаны:  1) проект Закона «О правовых актах» в реализацию Постановления Конституционного Совета от 6 марта 2013 года № 1 «Об официальном толковании норм пункта 8 статьи 62 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан».  В указанном постановлении было определено, что «Конституция не ограничивает предмет правового регулирования специального закона исключительно порядком разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов, указанных в пункте 8 статьи 62 Конституции».  Термин «правовой акт» по своему содержанию шире термина «нормативный правовой акт», а используемое в пункте 1 статьи 83 Конституции понятие «другие правовые акты» включает в себя все иные акты, как носящие нормативный характер, так и не обладающие указанным признаком».  В проекте Закона «О правовых актах» регламентирован статус нормативных и ненормативных правовых актов в одном законодательном акте.  Законопроект разработан Правительством и внесен на рассмотрение Парламента постановлением от 28 июня 2014 года № 719. 2) Закон по вопросам закрепления компетенции государственных органов на законодательном и (или) подзаконном уровнях в реализацию Постановления Конституционного Совета  от 15 октября 2008 года «Об официальном толковании статьи 54, подпунктов 1) и 3) пункта 3 статьи 61, а также ряда других норм Конституции Республики Казахстан по вопросам организации государственного управления».   Законом исключаются из действующих законодательных актов функции госорганов, которые не являются основными, а лишь обеспечивают их реализацию. Такие функции перенесены на уровень подзаконного регулирования.   Данный закон разработан Правительством, принят Парламентом и 13 января 2014 года подписан Главой государства.  3) Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы по вопросам исчисления конституционных сроков» в реализацию Постановления Конституционного Совета от 13 апреля 2012 года № 2 «Об официальном толковании норм Конституции по вопросу исчисления конституционных сроков».   Данный Конституционный закон, разработанный Правительством, регламентирует порядок исчисления начала и окончания конституционных сроков.   Он был принят Парламентом и 3 октября 2013 года подписан Главой государства.  Эти и ряд других законопроектов призваны усилить конституционность правовой системы государства. Предусмотренная Конституцией Республики Казахстан возможность осуществления предварительного конституционного контроля за законами, еще не подписанных Президентом, исключает возможность наступления негативных социально-экономических и иных последствий от возможной реализации неконституционного закона.  Такой контроль реализован посредством обращений в Конституционный Совет.  За период своей деятельности он рассмотрел более 180 обращений: от Главы государства – 21 обращение, от Председателей Палат Парламента и его депутатов – 74 обращение, Премьер-Министра – 26, судов – 65.  Из всех поступивших в Конституционный Совет обращений предметом 26-ти из них явилась проверка на соответствие Конституции принятых Парламентом и представленных Главе государства на подпись законов.  По 12 обращениям были признаны не соответствующими Конституции в общей сложности 13 законов, в том числе: Особенная часть Гражданского кодекса, законы «О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных», «О деятельности международных и иностранных некоммерческих организаций в Республике Казахстан» и др.  Большинство из этих обращений было направлено в Конституционный Совет Президентом Республики.    Ряд законов, принятие которых имело высокий общественный резонанс, признан соответствующим Конституции, и в связи с этим были сняты сомнения в их конституционности. Конституционным Советом признан конституционным Земельный кодекс, в соответствии с которым в Казахстане была введена частная собственность на некоторые категории земель, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (постановление от 10 июня 2003 года № 8). Постановлением от 11 июля 1996 года № 3/1 был признан соответствующим Конституции Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР», обеспечивший переход на новую пенсионную систему, повышение пенсионного возраста, закрепивший другие новшества в законодательном гарантировании пенсионного обеспечения. Постановлением от 11 июля 2002 года  № 6 признан конституционным действующий Закон «О политических партиях». Конституционно-правовая практика последних лет подтвердила тезис о том, что социальным может быть названо такое государство, которое не просто финансирует и осуществляет социальные программы, а которое способно гибко и адекватно реагировать на возникающие социальные проблемы, находить компромиссные решения, воспринимать и учитывать общественное мнение, объяснять обществу свои действия.  Поэтому эффективное государственное управление, в том числе, в социально-экономической сфере предполагает профессиональный и компактный государственный аппарат, способный адекватно и своевременно решать государственные задачи. В соответствии с Указом Президента «О реформе системы государственного управления Республики Казахстан» от 6 августа текущего года была проведена реформа государственного управления в Республике,  направленная на разгосударствление, дебюрократизацию, а также создание «Компактного Правительства». Итогом этой масштабной реформы стала передача  свыше 1000 функций из ведения Правительства на уровень центральных государственных органов и около 200 функций на уровень местных исполнительных органов. В преддверии 19-летия принятия Конституции независимого Казахстана можно уверено заявить, что конкурентоспособность нашей правовой системы предопределена статьей 40 Конституции, согласно которой Президент Республики Казахстан – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.



Источник: ИА «Zakon.kz»


Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 4
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.247 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>