Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Ахметжан Есимов об Олимпиаде в Алматы, платных дорогах и парковке, о велодорожках и метро



Ахметжан Есимов об Олимпиаде в Алматы, платных дорогах и парковке, о велодорожках и метро

Ахметжан Есимов об Олимпиаде в Алматы, платных дорогах и парковке, о велодорожках и метроАхметжан Есимов об Олимпиаде в Алматы, платных дорогах и парковке, о велодорожках и метро. За последние пять лет территория города Алматы выросла ровно в два раза.


Накануне Дня связи и информации аким Алматы Ахметжан Есимов встретился и поздравил группу журналистов  с их профессиональным праздником и   рассказал о  перспективах развития южного мегаполиса. Также в ходе встречи градоначальник  ответил на   вопросы представителей СМИ.   - Прошедшие полгода были для нашего города достаточно результативными, экономика растет, развивается, темпы хорошие практически по всем показателям. Благодаря росту экономики, у нас  растут доходы города, они в этом году самые большие. Естественно, и самый большой бюджет. Мы являемся донором республиканского бюджета, даем в четыре раза больше, чем расходуем для нашего города, благодаря труду алматинцев. А  вы все являетесь алматинцами, значит,благодаря и вашему труду. Алматы свой статус финансового экономического центра прочно держит и я уверен, будет дальше держать, поскольку у нас хорошие перспективы развития города, особенно в индустриальной зоне, где будет второе  дыхание промышленности нашего города. Все это позволяет нам развивать наши социальные проекты.  На днях мы откроем киноконцертный зал на 1040 мест в Алатауском  районе. Это  первый объект культуры, который построен в Алматы за последние 40 лет после Дворца Республики.  Сейчас ведется строительство двух ледовых дворцов на 12 тысяч и три тысячи мест. Это тоже будут первые спортивные объекты, которые будут построены за последние сорок  с лишним лет. После Дворца спорта и культуры имени Балуана Шолака   такие объекты не строились. Не строились еще по причине, что Алма-Ата в 60-70-е годы бурно развивалась как столица, и практически все объекты были построены. Но по сравнению с теми годами сейчас численность города выросла более чем  в два раза, город растет,  развивается и по количеству населения,  и вширь. За последние пять лет территория города выросла ровно в два раза. Он развивается в западном направлении, в северном направлении, во всех направлениях. Поэтому есть необходимость, чтобы у нас были новые объекты спорта, культуры и вот за счет своих средств мы построили киноконцертный зал,   начали строить дворцы спорта и другие объекты. Всего за последние годы мы построили и открыли 57 спортивных залов, арен и так далее.  Раньше было модно строить большие кинотеатры, сейчас такие кинотеатры стали убыточными. А вот кинозалы, которые в Есентае (Торговый центр «Есентай Молл» - Т.Н.) стали очень прибыльными, потому что там все есть, там можно и поесть, и отдохнуть, все рядом. Там  10-11 кинозалов, а в «Армане», например, только два зала.  В наше рыночное время это не совсем эффективно - иметь только кинотеатры и ничего больше. Поэтому мы открыли  более 80 кинозалов, в том числе в «Меге», «Меге-1», «Меге-2». В общем за последнее время открыты 228 объектов культуры,  18 объектов образования, 19 – здравоохранения. Таких темпов не было и в  советское время, с чем вас и поздравляем. Идем вперед, не стоим на месте. Не буду больше загружать вас цифрами, если что-то вас интересует, задавайте вопросы.  - Почему киноконцертный зал построен  именно в Алатауском районе Алматы? - Потому что, как я уже сказал, город растет, развивается и все объекты, построенные в 60-70 годы, были построены в центре города.  А сейчас у нас территория расширилась и, например, в том же Алатауском районе - это новый район, 2 июля будет шесть лет, как мы его открыли - уже проживают двести тысяч человек. Это больше, чем в Кокшетау и Талдыкоргане. И таких объектов - культурных, спортивных там нет, поэтому там и начали строить. Для  удобства людей, которые там проживают.  - Что вы думаете по поводу Олимпиады в Алматы? - О, нам осталось только Пекин победить и все (смех в аудитории). Хотелось бы, чтобы они тоже добровольно сдались, как и другие города, но китайцы такой народ, что трудно сразу узнать, что  они думают, поэтому шансы у нас как никогда есть. Первое - это развитие   экономики и стабильность Казахстана. Олимпиада же касается не только Алматы, это имидж всей страны, поэтому у нас были группы экспертов, они внимательно все изучали. То, что у нас политическая стабильность, очень важно. Например,  Львов не снял себя как кандидата, но, тем не менее, понятно, что этот город уже отпадает.   В других европейских городах отказались, поскольку кризис экономический, финансовый, они, европейцы, каждую копейку считают. Мне тоже задают вопрос:  для нас же тоже это будут расходы. Для страны это будут расходы. Для Алматы это будут новые объекты, новые рабочие места, будут налоги. Понятно, это имидж всей страны, провести  Олимпиаду - такой чести удостоены не многие страны, ее проводят те страны, которые могут  это себе позволить. Если  мы выиграем Олимпиаду, то одно это сразу поднимет имидж страны, покажет миру,  что Казахстан это действительно мощное, сильное государство, которое может провести Олимпийские игры. Для молодого государства это очень важно, поэтому наш Президент очень много мероприятий проводит, Казахстан выступает инициатором  многих мероприятий. Это необходимо, чтобы Казахстан был узнаваем в мире. В этом отношении Олимпиада в истории нашей страны будет, наверное, самым большим мероприятием международного значения.   Мы живем в уникальном государстве. Иногда мне задают вопросы, вот, Астане много средств выделяют. Но Астана  молодой город, наша с вами столица, она должна развиваться. Но если мы будем проводить Олимпиаду, то будем проводить ее, благодаря двум прекрасным строящимся дворцам спорта. Мы проведем большие коммуникации в развивающемся Алатауском районе. Это даст возможность обеспечить всем необходимым, коммуникациями не только населенные пункты, но  даст возможность для развития промышленности,  производства в индустриальной зоне. Индустриальная зона это, как я уже сказал, второе дыхание  промышленности нашего города. Естественно, город будет принимать спортсменов со всего мира, и он сам будет благоустраиваться. И дороги, и освещение, и порядок, особенно правопорядок. Поэтому это,  скажу по секрету, очень хорошая фишка для того, чтобы аким - кто будет, я не знаю - мог выбивать деньги и тратить их на наш город. А каждый потраченный тенге в городе это и налоги, и рабочие места, и здоровье людей. Поэтому я вас очень просил бы – я вас ни о чем не буду просить, хвалить меня не надо, я знаю, вы меня не хвалите (смех в  аудитории), держите  все время в спортивной форме - пропагандировать, призывать к тому, чтобы горожане и все казахстанцы понимали необходимость этого, понимали, что это будет выгодно для всех нас.   Тем более, мы успешно провели  Универсиаду, привели в порядок свои старые объекты – Шымбулак, Медео, Дворец  имени Балуана Шолака, заодно центральный стадион, он у нас сегодня самый лучший. Команда не самая лучшая, «Кайрат», но центральный стадион самый лучший. То, что  я могу, это стадион сделать. Если бы был тренером, может, и команду бы сделал (смеется). Благодаря Универсиаде, мы  построили два дворца, у нас прекрасный трамплин, который входит в тройку лучших трамплинов мира. Поэтому затраты будут, но они будут не такие большие, как  некоторые страны тратят на возведение спортивных объектов.  Также это и улучшение   сервиса,  и культура, культура самих горожан, потому что подготовка требует развития всего в комплексе. - Вид города Алматы портят старые ветхие домостроения, особенно двухэтажные каркасно-камышитовые дома. Будут ли они сноситься? - Да, эти дому уже сносятся. Вы знаете, мы реализуем программу «Ветхое жилье». В свое время правительством, по указанию Президента, были выделены средства для  решения проблем дольщиков. Для Алматы были выделены десять миллиардов, это возвратные  деньги. Кроме Алматы, их, по-моему, никто не  вернул, но это другой  вопрос. Эти деньги мы попросили оставить нам для сноса ветхого жилья. Правительством предлагалась программа выделения средств. Мы сказали, нам средств не надо, мы сейчас сносим старое ветхое жилье, вместо них строим жилье эконом-класса, недорогое жилье, пятиэтажное. Те, кто там проживает, переезжают в соотношении квадратный метр на квадратный метр, то есть если 40 кв. было у вас, то  40 кв. и предоставляют вам. Но там остается и жилье для свободной реализации, поскольку двухэтажные каркасно-камышитовые дома   маленькие, и вместо них строятся пятиэтажные дома и количество квартир больше, чем количество людей, которых мы туда переселяем. Поэтому остальная часть пойдет на  реализацию. И оно оказалось экономически выгодным. Поэтому постепенно ветхое жилье будет сноситься, вместо них будет строиться жилье эконом-класса. Но, скажем, в Бостандыкском и в других привлекательных районах будет строиться не только жилье эконом-класса, но и жилье более высокого класса. Главное, мы решаем этот вопрос и, кстати говоря, совсем скоро будет сдано еще около 20 таких домов, вместо ветхого жилья.    - Есть ли какая-то программа по сохранению исторического облика Алматы? - Есть объекты, которые вошли в список памятников  архитектуры республиканского и городского значения. Это особые объекты. Если они не аварийные, они не сносятся. Они могут ремонтироваться, приводиться в порядок. Если аварийные, то  деваться некуда. Кроме того, мы приняли решение, чтобы старые  здания в центральной части города, которые можно еще сохранить - сохранить. Строить высотные здания в  старой части города и переселять туда, мы не собираемся. Более того, мы по проекту, который осуществляем совместно с Европейским банком развития, хотим сделать некоторые улицы просто пешеходными. Чтобы ходил только  легкий рельсовый транспорт, современный бесшумный большой длинный трамвай и чтобы люди там ходили пешком или ездили на велосипеде. Я всех вас приглашаю на велопробег, но вы не все участвуете, не поддерживаете акима. Марафон понравился? Сейчас мы начнем подготовку к следующему марафону. Желающих много.  Организаторы говорят, что в этом году было более десяти тысяч,   в следующем году, наверное, будет  20 тысяч.  А для тех алматинцев, которые не хотят на велопробег рано утром, в этом году впервые организуем 5 июля вечерний пробег. В девять вечера. С браслетами светящимися и так далее. Интересно?  - Будет ли в связи с этим больше велодорожек в Алматы? - Чтобы создать велоструктуру, нам надо набрать определенное количество велосипедистов. Те, кто  разрабатывает организацию уличного движения, посчитали, что сейчас у нас 90 тысяч велосипедистов. Это очень хороший показатель, примерно 5-6 процентов населения. Это, конечно, не 30-40 процентов, как в Копенгагене, но, тем не менее, уже начало есть. Поэтому проект, который мы разрабатываем совместно с банком, будет соединять юго-запад с северо-востоком. Наискосок, по Тимирязева. Начнется с микрорайонов, с Орбиты.  Там будет выделена полоса для автобусов, кроме автобусов, там ничего двигаться не будет и там предусматривается первая классическая велодорожка. И ее мы будем расширять, но для этого надо, чтобы велосипедистов было много. Чтобы если построили, ездили по ней.  - Вопрос о благоустройстве и развитии инфраструктуры присоединенных к Алматы территорий.  - Очень хороший вопрос. Если за время моей работы были три указа Президента, два указа я просил, поскольку часть территории области входила в территорию города, некоторые нужны были для развития нашей инфраструктуры, то последний, третий указ произошел по инициативе наших правительственных органов.  Если вы помните, два-три года назад были события в Аксайском ущелье, а Баганашыле, Тау Самале, Каменке, несколько в Аккенте, на границе с Талгарским районом, в Бурундае в 2011 году. Поэтому правительственные органы вышли с предложением присоединить эти территории к городу, поскольку для них (уполномоченных органов – Т.Н.) ыехать из города Алматы  намного быстрее, чем из Талдыкоргана. В этом плане я, как аким, никакого участия не принимал,   поскольку одного Алатауского района нам хватило.  Мы туда вложили около 150 миллиардов тенге, чтобы  провести дороги, водопровод, газ, свет, построить несколько школ, больниц и так далее. Создание Алатауского района была моя инициатива, но это уже была территория города.  А здесь… Думаю, это правильное решение, ведь  если где-то рядом будет беспорядок, это, безусловно, скажется на жизни горожан. Ну это теперь требует очень больших затрат. К примеру, «Скорая помощь» до некоторых населенных пунктов добирается целый час, значит,  надо делать улицы. Кстати, пару недель назад мы для первоочередных работ выделили три десятка миллиарда, из них миллиард на то, чтобы сделать дорогу. Там есть и вопросы самозахвата земель, всем нам надо будет разбираться. Опять же то же самое, что было в Алатауском районе, приехали с разных мест, и оралманы есть, и с ближайших регионов Казахстана, семьями живут. В основном женщины с детьми. Кто муж, не знаю, но меня не это беспокоит (смех в аудитории), а то, что они требуют, куда мы теперь. Действительно,  куда им теперь деваться со своими детьми. Это наши граждане. Но есть и не наши граждане. Сейчас  полиция   выясняет,   кто там живет,   каким образом они там оказались. В общем, есть большое наслоение разных проблем, которые надо будет решать, и мы будем их решать, в том числе по кольцу вокруг Алматы.  - Расскажите, пожалуйста, о проекте приватизации зданий, который разработало правительство. В этом списке очень много объектов здравоохранения, архитектуры, образования. Управление культуры заявило, что тот же  цирк или Дворец Республики не будут  приватизировать. Ваше мнение по этому поводу? - Точно без обеда останусь сегодня (смеется). Сразу хочу сказать, что  у нас есть своя точка зрения, и я полностью согласен с нашим управлением культуры. По цирку картину в СМИ очень хорошо расписали, когда была первая приватизация. Цирк сейчас работает нормально. Мы там вместо общежития построили нормальную гостиницу. Сейчас разрабатывается проект капитального ремонта самого здания. Думаю, цирк не будет сам себя окупать, но, тем не менее, его содержание не будет большой нагрузкой на бюджет города. Считаю,   нет необходимости его  приватизировать.  То же самое по Дворцу Республики. Его в свое время тоже готовили для приватизации, но в 2010 году закрыли по решению суда, поскольку он находился в аварийном состоянии. Там было все, включая ночные клубы, бильярдную, сауну и так далее, но не было той канализации, которая была в свое время сделана и вся вода уходила под здание. Поэтому решением суда он был закрыт.  И там полностью сделали капитальный ремонт и 1 декабря 2011 года мы его открыли. Сейчас он работает и работает на самоокупаемости. Сегодня это самое большое зрелищное здание в нашем городе и мы считаем, что его тоже нет необходимости приватизировать.    По другим объектам что-то можно рассмотреть, что-то нельзя, но на прошлой неделе я направил, не только направил, а вручил премьер-министру письмо по объектам  жизнедеятельности города. То, что вы говорили, это важные объекты. Но, например, алматинские электрические станции -  важнее ничего не может быть. Или водоканал. Как без воды? Я прекрасно помню, что когда пришел сюда акимом, свою работу начал  именно с водоканала. Ходил, лазил, смотрел.  Водоканал наш был в ужасном состоянии, канализационные сети не работали. Отстойники, которые находятся в поселке Первомайка, были в заброшенном состоянии, там невозможно было пройти, и мы все это привели в  порядок.  Несмотря на то, что город растет ежегодно, строятся здания, и численность населения увеличивается, у нас водопотребление снизилось более чем на 10 процентов. У нас получилось на 14 процентов экономии электроэнергии на водопотребление. Водоканал сейчас  называется  «Холдинг «Алматы Су». Три предприятия -  которое воду подают, которое распределяет ее и которое занимается канализацией -  объединили в один холдинг. И он сегодня работает эффективно и получает прибыль. Отдать этот объект в частную собственность – очень большой риск. Частник работает тогда, когда это дает ему прибыль. А если это будет давать ему убыток, он завтра становится банкротом и все. А как такой город хотя бы на один день, на один час оставить без воды? Естественно, здесь у меня позиция однозначная, тем более,  когда водоканал  начал работать прибыльно. Да, вложили. Да, много сделали, много заменили, много реконструировали, экономические, внутренние отношения изменили, там у нас толковый руководитель.  Что касается алматинских   электрических станций, туда входят пять энерговырабатывающих  организаций  – ТЭЦ -1, ТЭЦ -2, ТЭЦ -3, каскад ГЭС у Большой Алматинки и Капшагайская ГРЭС. Если их приватизировать… Опять же у нас есть опыт:  бельгийская компания «Трактебель» в 90-х годы  приватизировала этот объект, а потом стоило огромных усилий, чтобы его привести в порядок. Огромных не только усилий, трудов, но и средств, ресурсов государства. Сегодня АЭС тоже работает прибыльно.  Но скажу прямо, мое возмущение вызвало то, что Капшагайской ГРЭС стали сильно интересоваться, чтобы вывести ее из этого комплекса. Почему Капшагайскую ГРЭС? Потому что электроэнергия, вырабатываемая на воде, намного дешевле, чем на  угле. На всех трех ТЭЦ   себестоимость вырабатываемой тепловой энергии намного дороже,  чем то, что вырабатывается на Капшагайской ГРЭС. Поэтому  с этим согласиться ни в коем случае нельзя. Прибыльные объекты приватизировать хорошо, а что будет с остальными? За счет Капшагайской ГРЭС   у нас регулируется тариф. А если она  уйдет в частные руки, то  тариф сразу возрастет. Поэтому, зная некоторые устремления, я написал письмо о том, что АЭС еще рано приватизировать, во-вторых, ни в коем случае не выводить оттуда Капшагайскую ГРЭС.  - Вашу кандидатуру выдвинули на получение  государственной премии за участие в строительстве метро. Как вы к этому относитесь? Часто ли вас выдвигают на  какие-то премии? - Кто не любит премию получать? (смех в аудитории). Ну а если серьезно, считаю, что коллектив метро реально заслуживает госпремию,  ведь  была проведена  огромная работа не только по строительству метро, но и по его   оформлению. Кто был в метро, наверное, заметил это. Все были в метро?   Мы сделали так, чтобы каждая станция  соответствовала своему названию, была эстетически оформлена. Мы рассматривали каждую плитку, какие-то  большие объемы рассматривали на градостроительном совете, поскольку это первое метро, первые семь станции, которые должны остаться в памяти людей. Это историческое событие - первое метро Казахстана, первое метро в Алматы  и мы перекинули туда очень большие силы, то, что есть у нас в городе. Считаю, что они заслужили эту государственную награду.  Для  Алматы метро - самый удобный вид транспорта,   экологически чистый, работает четко по графику, никаких нареканий от горожан я не получал на своем сайте  по работе метро. В  конце этого года мы закончим - это очень не просто, это очень сложно -  еще две станции, но эти станции уже не будут такими как первые семь. Они будут проще, более практичные, чтобы их использовали действительно как для транспорта.  Когда они сообщили, что включают меня, я сказал,  да, мои заслуги есть, я не буду это отрицать. Выбивать деньги и заставлять строителей выполнять графики работы стоит больших усилий. Также я сам занимался подбором   каждой плитки. Но наград государственных у меня хватает. И когда я им сказал, что это мне не надо, они сказали, что это им надо, чтобы я там был. Если я там буду, то вероятность того, что они госпремию получат, намного выше, чем они будут  без меня. И  я им этого искренне желаю, и себе тоже (смех в аудитории).   Что касается второй части вашего вопроса, то у меня есть высшая награда страны - орден «Отан», которым я был награжден в 2007 году. Есть орден Первого Президента, орден «Парасат», российский орден «Дружбы народов». Есть польская государственная награда.  Правда, не знаю, за что, но наградили. Раз награждают, принимаю (смех в аудитории).  - Будут ли у нас платные дороги? - Проект по платным дорогам  идет с соответствующей компанией, но проблема  в том, что у нас нет определения понятия платных дорог в городах на законодательном уровне.  Поэтому сейчас наши алматинские депутаты в Парламенте работают над тем,  чтобы законодательно закрепить понятие платной дороги и как оно должно функционировать.  - Оправдывает ли себя проект платных парковок? По платной парковке  у нас будет очень большая программа. То, что сейчас начали, это пилотный проект, его мы будем дальше продвигать,  он  будет развиваться в комплексе.  В целом по организации дорожного движения мы работаем с Европейским банком развития, это будет  комплексная программа.  На сегодня они работают, работают нормально, работают эти же частные компании и они сами себя окупают, иначе бы они на это не пошли бы.  Торгын Нурсеитова



Источник: ИА «Zakon.kz»


Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 6
Работа на дому


Время загрузки страницы 3.761 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>