На ремонтах школ и больниц простые рабочие зарабатывают копейки. Штукатуров и маляров это не устраивает. Люди массово бросают свою официальную работу с соцпакетом. И массово бегут в частный сектор. Там никаких гарантий не дают, зато платят адекватно. На прошлой неделе директора строительных компаний собрались в конференц-зале партии «НурОтан», чтобы собрать все свои претензии и отправить их в парламент. Джентльменская байка |
Начальники в основном говорили не за себя, а за «того парня с лопатой», который собственно и строит.
- Я общался с рядовыми строителями в Жезказгане, они мне рассказали интересный случай, – начал Толеген Ашимов, президент «Ассоциации застройщиков», депутат городского маслихата. – Работали они на объекте, где какая-то английская фирма проводила технический надзор. Они, естественно, жестко требовали качество. Строители измучились. Англичанин подписал форму 2, но сбоку пририсовал колонку, в которой пересчитал всю зарплату и вывел среднюю: полторы тысячи долларов. Ему говорят: «Ты чего?» – «Если я по вашей зарплате закрою форму, меня в Англию не пустят». У них же в Англии свои джентльменские понятия. Честно скажу, не знаю, насколько правдива эта история. Но уже по тому, что рабочие любят ее пересказывать, можно поставить диагноз нашей системе формирования заработной платы в строительстве!
Есет Есенгараев, заместитель председателя областного филиала «Нур Отан», тут же возразил, что торопиться не стоит. В Казахстане средняя зарплата растет быстрее, чем производительность труда. Однако партиец вынужден был признать, что был неприятно удивлен, узнав о нормативах оплаты труда, установленных в строительной сфере.
Строительные нормы, по которым государство рассчитывается с застройщиками, разрабатывает проектный институт «Казгор». Толеген Ашимов считает, что эта организация справляется со своей задачей из рук вон плохо. Поскольку у нее нет ученых с нужной квалификацией, нет специальных полигонов и лабораторий. В советское время московские и ленинградские НИИ годами рассчитывали, сколько квадратных метров кафеля может укладывать в день один рабочий и сколько он должен за это получать. В Казахстане подобного института никогда не существовало. После распада Союза функцию нормирования в республике передали обычному проектному институту. Однако, уверены строители, «Казгор» посчитал неправильно, наделал массу ошибок, отчего теперь простые рабочие страдают.
Сколько платят
Надежда Шатерникова, директор ТОО «Компакт и К» озвучила те самые смехотворные цены, которые заложены в сметах на строительство объектов по госзаказу. Так, за облицовку одного квадратного метра стены кафельной плиткой государство готово платить 300 тенге. В то время как рыночная цена за ту же работу – не меньше 3 500 тенге. За работу машин и механизмов дают 500-700 тенге в час. На самом деле ни один водитель автокрана с места не сдвинется меньше чем за 15 тысяч тенге.
- Попробуйте найти хотя бы одного рабочего, чтобы за 300 тенге положил вам кафельную плитку, – возмущалась Надежда Шатерникова. – Никто не согласится! Только наши рабочие, которые трудятся на фирме за зарплату. Это 60 – край 80 тысяч тенге. А если вычесть налоги, получается 50-60. Если же считать по норме времени, то зарплата у них получится за минусом подоходного и пенсионного 25 тысяч в месяц! Другой пример: за установку одной двери заложена расценка – 300 тенге. За эти деньги надо и запенить, и расклинить, и все выровнять. Мы посчитали, что если человек будет выставлять целый день только двери, его месячная зарплата будет всего 20 тысяч тенге. Это нереально! Нам очень трудно выходить из положения.
- По утвержденной норме должен сделать 64 квадратных метра шпаклевки в день человек . Но, во-первых, шпаклевка за один день не высыхает. А во-вторых, я не знаю таких людей, которые могут эту норму выполнить. В основном делают 10-15 квадратных метров. А сколько за это платят? Всего 38 тенге за квадратный метр. Выходит, что 20 тысяч в месяц получает обычный шпаклевщик. Приходится калымить вечером и на выходных. Мы очень сильно устаем, – пожаловался Газинур Гаптуганиев, отделочник из ТОО «Караганда».
- На данный момент, насколько нам известно, «Казгор» немного недорабатывает, – добавил Толеген Ашимов. – Поэтому у нас и в расценках, и в нормах расхода времени и материалов существуют перекосы. Однако от технических нормативов нас никто не освободил. А это ответственность. Проверяющие органы делают свое дело. И любой нормативно-технический документ имеет перспективу стать частью нашего уголовного дела!
Криминальные бригады
Нормы, которые превышают физиологические возможности человека, вынуждают и работодателя и работника нарушать правила, обходить закон, выкручиваться. Большинство просто посылают всю эту систему подальше.
- Мы сами ездим по училищам, – рассказал Асылбек Бимагамбетов, прораб ПК «Аспап». – Просим ребят на стройку. Нам дают. Но как только эти ребята чему-то научатся, они тут же исчезают, растворяются. Во время практики мы еще можем административными рычагами через директоров училищ завлечь молодежь к себе на стройку. Но потом, получив диплом, они к нам больше не возвращаются. Народ просто бежит со стройки.
Но находятся и те, кому подобные серые схемы на руку. Застройщики признались, что им приходится уходить от налогов и нанимать субподрядчиков за черный нал. Николай Герасимов, директор ТОО «Строй Вин» рассказал, что это ведет к тому, что строительный сектор криминализируется. Появляются непонятные бригады, в которых люди пашут без всяких социальных гарантий.
- Я сам, будучи студентом, работал в дикой шарашке, мы строили овощехранилище, – сказал он. – Сейчас я, естественно, в бригадах не работаю. Смотрю на них со стороны. Нам приходится нанимать узкоспециализированные бригады. И приходится констатировать, что эти бригады действительно ведут полукриминальный дележ заработанных денег. Там есть люди, которые вообще не работают, и есть те, на которых выезжают. Эти пахари боятся слово сказать. Я понимаю мам, которые не хотят отдавать своих детей в армию. Если бы я был мамой, тоже не хотел бы, чтобы мой сын пошел в такую бригаду.
- Сейчас сложилась парадоксальная ситуация, – заключил Толеген Ашимов. – Уже есть прецеденты, когда объявляют тендера на строительство домов, но ни один нормальный подрядчик не приходит. Идут те, которые просто не знают, что это такое, идут непрофессионалы. Берут госзаказ, а потом сами мучаются и строителей мучают, которые им поверили. Бизнесмены есть бизнесмены. Брать будут всегда. Народ у нас – авантюристы. Но к чему это ведет? Как было в прошлом году в ГОРОО. Карагандинские фирмы не пошли на тендера. Потому что сметы на ремонт школ никуда не годились. Пришла фирма, зарегистрированная в селе Каракой Кызылординской области. Потом директор школы искал эту фирму, за собственный счет ездил в Каракой. И таких случаев масса. Поэтому надо срочно что-то делать. Мы отправим все материалы в парламент. Будем добиваться, чтобы внесли изменения в законодательство.
Автор: Анастасия Машнина
Сайт газеты «Новый вестник» Время загрузки страницы 0.221 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |