Кровавый след в уходящем году оставила система уголовного исполнения. Едва ли не по всем колониям и зонам страны прокатилась волна беспрецедентных до этого скандалов, бунтов и актов массового членовредительства среди осуждённых. Но самым главным ЧП года для Комитета уголовно-исполнительной системы стал побег двух десятков рецидивистов из колонии строгого режима в Актау. Во время спецоперации по задержанию преступников, которая больше напоминала сценарий кровавого боевика, почти все беглецы были убиты. Многие руководители регионального КУИС были уволены и отданы под суд. За этот год специальный корреспондент КТК Александр Трухачёв побывал в самых горячих точках и встретился очевидцами кровавых событий. Эти кровавые кадры стали, пожалуй, главной скандальной сенсацией нынешнего года. Смертельно раненный, но ещё живой осуждённый актауской колонии бьётся в последних конвульсиях, но всё равно пытается встать и взять в руки оружие. Тем временем вооруженная группа его подельников с боем уходила от погони силовых спецподразделений. Ещё несколько минут назад прямо на территории актауской колонии строгого режима была настоящая война между вооруженными автоматами, обрезами и гранатами осужденными и охранником спецучреждения. |
Беглецов с вышки заметил часовой. Завязался бой, охранника тяжело ранили, но, несмотря на это, он начал преследование рецидивистов. К дальнейшей погоне подключилась резервная группа внутренних войск, а уже потом и отряд специального назначения «Арлан». А пока в пригороде Актау шли реальные боевые действия, город продолжал жить привычной мирной жизнью. Несмотря на то, что где-то в окрестностях скрывалась группа вооружённых до зубов боевиков, ушедших от погони, особого положения в областном центре Актюбинского региона никто не объявлял. Спецоперация закончилась в ущелье «Кызылсай» В этом месте беглые рецидивисты, которые оказались в плотном кольце оцепления, сели в машину и привели в действие заранее приготовленную бомбу. Взрыв был такой силы, что от тяжёлого внедорожника остались лишь куски искорёженного металла. Даже мощные пружины джипа оказались разорванными на части.
Семеро из 21 осуждённых остались в живых и предстали перед судом. К уже существующим длительным срокам заключения все они получили ещё от 10 до 15 лет тюрьмы.
Ескали Саламатов, заместитель председателя КУИС РК:
- Мы абсолютно не исключаем предательство интересов со стороны наших сотрудников - предательство интересов службы. На сегодняшний день 11 человек уволены из органов УИС.
Двоих руководителей актауской колонии приговорили к 4 и 5 годам лишения свободы за халатность, выраженную в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей и в злоупотреблении должностными полномочиями.
Мурат Абенов, депутат Мажилиса Парламента РК:
- Если зашло оружие, значит, нарушен был закон. Это коррупция отдельных сотрудников, которых мы должны выявлять и наказывать.
Это ЧП было названо самым дерзким и кровавым за всю историю казахстанской системы уголовного исполнения. Но в Министерстве юстиции, которое занимается содержанием всех тюрем и колоний Казахстана, заявили, что ни о чём даже не подозревали.
Еримбет Ерболат, официальный представитель Министерства юстиции РК:
- Сомнительного ничего не было. Это было внезапно.
Но не успел утихнуть скандал в одной части страны, как с новой силой разгорелся в другой – на севере Казахстана. В посёлке Гранитном, что недалеко от Кокшетау, осуждённые устроили бунт. Некоторые, облив себя бензином, прыгали с крыш бараков. Остальные отказывались выходить и требовали впустить к ним журналистов.
Когда осуждённые забаррикадировались в лагере и стали резать себе животы, руководство колонии приняло решение о штурме. После силового захвата осуждённых десятками увозили в больницы, но операционных столов не хватало даже в областном центре акмолинского региона. Тогда же и появилась официальная версия случившегося: мол, зэки требовали для себя послабления режима содержания и одновременно с актом массового членовредительства ещё и устроили коллективную драку.
То, как порезавших себе вены и животы осуждённых привозили в больницы, тщательно скрывалось. Их доставляли каретами скорой помощи и целыми автобусами. Сами осуждённые назвали свой бунт протестом против систематических издевательств, избиений со стороны руководства колонии. То, что заключенных постоянно бьют, подтверждают и бывшие зеки.
Олег Кобзев, бывший осуждённый:
- Тебя сегодня снова изобьют.
Айдар Искаков, бывший осуждённый:
- Мне во сне снится вот этот лагерь, вот эта администрация, их лица.
Александр Кривченко, бывший осуждённый:
- Они все молодые. Я не знаю. Чему их там учат, когда они там курсы проходят?
Руководство главного тюремного ведомства страны всё это упорно отрицало.
Ескали Саламатов, заместитель председателя КУИС РК:
- Речь идёт о систематическом избиении и унижении одних осужденных другими осуждёнными.
Вадим Курамшин, учредитель ОО по защите прав осуждённых и жертв судебных ошибок:
- Чушь! Чушь! Извините меня, ну глупость это всё! Подобные методы практикуются во всех колониях северного региона.
Впрочем, по словам независимых правозащитников волнения, акции протесты и бунты осуждённых в колониях едва ли не по всей стране в этом году не прекратились, а только усилились. Широкой же огласке были преданы лишь единицы подобных ЧП.
Александр Трухачёв
Сайт ТК «КТК»
Время загрузки страницы 0.261 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |
![]() ![]() |