Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Олжас Сулейменов: Успех – это всегда море пота



Олжас Сулейменов: Успех – это всегда море пота

Большие победы «сиюминутными» не бывают.

Казахстанская школа бокса была сильной во все времена, но с ней по-настоящему считаться стали лишь в середине 70-х, когда на небосклоне советского и мирового бокса засверкали новые звезды из Казахстана, самой яркой из которых был Серик Конакбаев.


 Становление национальной школы проходило на глазах нашего выдающегося поэта Олжаса Сулейменова – ярого спортивного болельщика. В интервью «Литеру» Олжас Омарович рассказывает о своих минутах болельщицкого счастья («которых, к сожалению, не наберется и на час»), памятных для него спортивных датах, своих ожиданиях от Азиады. «Тонны золота в хранилище Нацбанка не обрадуют народ так, как это сделает выигрыш нашими атлетами золотых медалей крупных спортивных турниров», – верно подметил классик.

– Приближается долгожданная зимняя Азиада. Болельщики в Алматы и Астане с нетерпением ждут жарких баталий на ледовых аренах и лыжных трассах. После прошедшего саммита ОБСЕ зимняя Азиада будет самым главным событием зимы для казахстанцев. Где нам ожидать больше всего медалей?

– Казахстанские участники могут проявить себя во всех видах лыжных гонок и в хоккее. В остальных дисцип-линах до вершин нам пока далеко. Азиада подскажет, в чем отстаем, а где в будущем можем преуспеть. На зимней Олимпиаде в Ванкувере мы никак себя не проявили, там диктовали спортсмены из северных стран. А здесь против нас на ринг выйдут края, которые и снега никогда не видели. С ними мы можем посражаться на равных. Но, кроме шуток, надеюсь, что Азиада привлечет в зимние виды спорта много юных казахстанцев и кто-то из них в будущем возвысит наше имя на чемпионате мира и зимних Олимпиадах. Может быть, даже на сочинской.

По успехам в спорте мир судит о народе, о государстве. И сам народ о себе судит, о своей силе, сплоченности, характере. Каждая победа на международных соревнованиях повышает национальное самочувствие и самосознание. Нам таких импульсов решительно не хватает. И с каждым годом, каждым шагом развития эта нехватка все острее ощущается. Государство может прибавить в закрома Нацбанка лишнюю сотню тонн золота, но для народа эта прибавка менее заметна, чем недобор двух-трех золотых медалей на недавней летней Азиаде. Этот дефицит вызвал бурную реакцию в печати.

Вот такое значение приобрел сп

орт в мире и в каждом государстве. Он становится самым простым, доступным массам показателем политического, экономического и культурного развития нации.

Когда спортсмен побеждает на мировом состязании, население его страны вскакивает у экранов телевизоров: «Мы – лучшие!» У миллионов людей – прекрасное настроение! В ту ночь зачинаются здоровые, красивые дети. И мгновения иных побед живут годами, десятилетиями, продлевая народу историческую жизнь. Я видел, как болела Испания за своих футболистов, покоривших в прошлом году стадион Южной Африки. И как сходила с ума от счастья вся страна после финального свистка! Испания в своей долгой истории побеждала во многих сражениях, но, уверен, такого всенародного ликования эта страна еще не знала!

– Вы можете вспомнить минуты своего болельщицкого счастья? Много ли их было в вашей жизни?

– Пока не так много. Каждую минуту помню. На один полный час не хватает. И это за несколько десятилетий спортивного боления. Се ля ви – такова жизнь у всех моих земляков. Нам не удается пока видеть своих футболистов в финалах мировых и континентальных первенств. На подступах видим. Я их называю хорошистами, то есть четверочниками: меньше четырех голов не пропускают. За таких не болеют, а сочувствуют им. Большинство соревнований мирового уровня по разным видам наблюдаю не как патриот, а как ценитель спортивного искусства. На Пекинской олимпиаде, например, видел рождение новой звезды в легкой атлетике. Усейн Болт. Как он пробежал с мировым рекордом стометровку! Не особенно напрягаясь, имея возможность перед финишем с любопытством оглянуться на преследователей. Так же спокойно, без надрыва он побил рекорд на двухсотке. До того дня об острове Ямайка многие только слышали в детстве из припева песни Робертино Лоретти, а благодаря Болту вмиг восхищенно узнали миллиарды.

– И все же расскажите о тех немногих минутах болельщицкого счастья, может быть, они совпадут с моими.

 – Наверняка совпадут, несмотря на разницу в возрасте. Все они связаны с боксом. Казахстанский бокс долго, с трудом завоевывал авторитет у судейского корпуса. Были у нас классные бойцы в 50-е, 60-е годы. Помню братьев Омаровых. Легкие, высокотехничные, подвижные!.. А каким тяжеловесом был Абдусалам Нурмаханов. Но в финале союзных первенств судьи всегда отдавали «золото» соперникам из других, более «боксерских» республик. Авторитет национальной школы бокса негласно играл роль решающего очка. Нашим надо было побеждать за явным преимуществом. И первым, кому это удалось сделать, – великий Серик Конакбаев. Первый чемпион среди казахов. Неоднократный чемпион СССР, двукратный чемпион Европы, обладатель мировых кубков.

Он проломил стену судейского недоверия в возможности казахстанского бокса. И судейское «решающее очко» с конца 70-х стало переходить на нашу сторону. Но наши бойцы продолжали, не доверяя судьям, делать ставку на «явное преимущество». Я помню, как средневесы Абдрахманов, Килимов заканчивали бои нокаутом, более легкие Нурказов, Демьяненко и другие не оставляли ни у судей, ни у зала сомнений в своем явном очковом преимуществе. Ни у кого в мире я не видел такой молниеносной «двойки», как у Серика Нурказова. Два удара наносились со скоростью одного. И оба – точно в цель. Этими уникальными «двойками» он заработал золотую пятерку в финале первенства Европы. Первые казахи – европейские чемпионы своими победами, по сути, закладывали основы ны- нешней национальной программы «Путь в Европу».

О казахстанском боксе заговорили с уважением только с середины 70-х. А в середине 80-х на чемпионате СССР мы завоевали четыре «золота» из одиннадцати. Такого успеха ни одна из пятнадцати республик Советского Союза (кроме РСФСР) не добивалась! Спасибо замечательным тренерам, подготовившим золотых ребят. И советским судьям. Которых нашим мастерам удалось переубедить.

После развала СССР наш бокс притормозил, но в 90-х продолжил победную традицию. Теперь к цепочке «боксер – тренер» прибавилось важное звено – «менеджер», от таланта, знаний и активности которого во многом зависит успех всей цепочки.

Таким, на мой взгляд, замечательным менеджером стал Бекет Махмутов, до осени 2007 года бывший заместителем главы Всемирной ассоциации любительского бокса – АИБА.

Я видел в его архиве протоколы боев на всех четырех Олимпиадах, в которых участвовали наши боксеры. Официальные программы под его карандашом превращались в подробнейшие протоколы, где велся не только общий счет зафиксированных судьями ударов, но и сколько ударов засчитывал каждый из четырех боковых судей. И необъективность судейская сразу была заметна, когда один насчитывал, скажем, красному углу четырнадцать ударов, а другой – всего три. Такую разность Махмутов оперативно выносил на обсуждение специалистов. Все судьи знали о таком контроле. И я могу уверенно утверждать, что за одиннадцать лет его работы в АИБА качество судейства олимпийского бокса значительно выросло. Наших боксеров уже судили более справедливо, явно не засуживали. Было заметно, что авторитеты признанных школ бокса уже не так влияли на результаты, как было раньше. В Сиднее американская команда имела в своем составе трех чемпионов мира. Ни один из них не дошел до финалов. Впервые с 1948 года боксеры Америки вернулись домой без «золота».

Я, признаюсь, был счастлив в сентябре 2000 года, когда в Сиднее четыре наших финалиста бились за золотые медали!

В Сиднее казахстанцы заняли третье место после Кубы и России, которые выступали в полном составе, все 11 весов. Наши имели на 5 бойцов меньше. И, несмотря на это, – четверо в финале!

Пятым должен был оказаться Олжас Оразалиев. Он досрочно закончил бой с мощным кубинцем Алваресом, который считался фаворитом в своем весе. Но, видимо, психологически не настроился на следующего соперника – боксера из Узбекистана, и в равном бою тому насчитали на пару очков больше.

Ермахан Ибраимов в поединке за выход в полуфинал также встречался с кубинцем – Хуаном Сиерра, олимпийским чемпионом, дважды чемпионом мира. И победил со счетом 16:9. Ермахану повезло, в полуфинале ему противостоял не менее грозный соперник – американец Джеймс Тейлор, до этого победивший нокаутом действующего чемпиона мира. Не было повода снижать боевой настрой, и потому – победа!

Нам, казахстанцам, удалось испытать минуты настоящего счастья, когда на высшую ступеньку пьедестала почета под звуки нашего гимна поднимается твой соотечественник. Боксеры подарили миллионам казахстанцев пять раз минуты ликования и гордости за свой народ, свою счастливую страну.

И слава тем, кто помогал нашему флагу подниматься под олимпийский купол! Слава боксерам, тренерам, менеджерам!

Я люблю этих парней и делаю, чтобы временный спад, образовавшийся в последние годы, поскорее сошел на нет. После пяти олимпийских побед – вдруг всего одна «бронза» на последнем чемпионате мира в Милане и полный провал на молодежном чемпионате в Баку, это, конечно, драматический спад. И, думаю, в определенной степени этот кризис есть результат привыч-ных для казахстанцев интриг, благодаря которым Бекета Махмутова лишили важного для нас поста в АИБА.

– Недавно в нашей газете было опубликовано интервью с Муслимом Даирбековым – председателем совета ветеранов при Федерации любительского бокса республики. В интервью был вопрос: «Огромным резонанс в среде боксерской общественности вызвала реплика Юрия Цхая о так называемых чемоданах. Согласны ли вы с таким утверждением?»

Я бы адресовал этот вопрос и вам.

– Читал это интервью и согласен советом ветерана. Он резко не принимает и намека на то, что медали мира и Олимпиад добывались взятками.

Нашел интервью и Юрия Алексеевича Цхая, которого уважаю давно как тренера Серика Конакбаева, как специалиста бокса. В его материале есть строки, с которыми я полностью согласен: это слова о том, что казахстанский бокс способен стать лучшим в мире. При хорошем финансировании и талантливых тренерах. Но я не согласен с тем, что в боксе «идет борьба функционеров старой и новой формации». К новой Юрий Алексеевич, очевидно, относит себя, а к старой, отжившей и вредной, – тех, кто организовывал «сиюминутные победы». Они, оказывается, дабы получить «сиюминут-ные результаты», «давали судьям по чемодану» и быстренько «лепили чемпионов».

Эти слова вольно или невольно касаются героев тех славных лет, когда наши боксеры добивались «сиюминут-ных побед» – становились чемпионами мира и Олимпийских игр и делали нас всех счастливыми. Оказывается, путем подкупа судей.

Такое противопоставление нового и прежнего руководства нашего бокса я считаю недопустимым.

Новое должно видеть в прошлом не пережиток, а источник богатого опыта, который надо не отвергать с маху, а бережно использовать лучшее из него. «Возвысить степь, не унижая горы». Избавиться от размашистых зачеркиваний целых глав новейшей истории нашего бокса, ставшего благодаря «сиюминутным победам» главным национальным видом спорта в Казахстане. И в дальнейшем бы нам побольше таких «сиюминутных побед», за которыми вовсе не пресловутые «чемоданы», а море пота, пролитого на тренировках, бессонные ночи тренеров и кропотливый труд руководителей, седеющих раньше срока.

Возвращаюсь к интервью М. Даирбекова. Ему был задан и такой вопрос: «Некоторые считают, что Серику Сапиеву пора на покой. Не думаете ли Вы, что двукратному чемпиону мира нужно повесить перчатки на гвоздь?»

Ответ ветерана я хочу привести полностью: «Сапиев и его тренер Александр Стрельников – очень трудолюбивые и талантливые люди, и я думаю, что некоторые «специалисты» торопятся отправить Сапиева на «пенсию». Я очень надеюсь, что его поход к Олимпу еще не завершен».

Очень грамотный и прозорливый ответ. Он прозвучал за несколько дней до золотой медали, которую Сапиев получил на летней Азиаде в Китае. «Бронза» на чемпионате мира – причина вопроса журналиста. Но все специалисты, наблюдавшие бои Сапиева в Милане, говорили о том, что его засудили. И кто-то из них с сожалением воскликнул: «Не было там Бекета Махмутова с его протоколами!»

На Азиатских играх, которые по накалу не уступают мировым первенствам, наши боксеры завоевали два чемпионских титула. Это добрый знак.

К Олимпиаде в Лондоне, мы надеемся, будет сформирована качественная команда, не хуже чем к Сиднею. Залогом тому и надежное финансирование, которое осуществляется благодаря Тимуру Кулибаеву – новому председателю федерации, профессиональная работа Серика Конакбаева, недавно ставшего членом исполкома АИБА и требовательное внимание общества к боксу, о чем свидетельствуют и упомянутые публикации.

И наконец, еще раз о зимней Азиаде. Хочу, чтобы по ее результатам у казахстанцев появились зимние виды спорта такой же общенациональной популярности, как бокс.

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 6
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.965 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>