Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Бьет – значит не любит!



Бьет – значит не любит!

 

Как противостоять мужскому кулаку? Защищает ли закон права казахстанских женщин? Почему нельзя терпеть насилие в семье? Об этом и многом другом наши читатели спрашивали руководителя кризисного центра «Подруги» Надежду ГЛАДЫРЬ.

Кор.: Надежда Степановна, с какими проблемами в вашу службу чаще всего обращаются?


– Как правило, нам звонят женщины, пострадавшие от бытового насилия. В первую очередь им хочется выговориться, рассказать, что с ними произошло, получить психологическую поддержку, помощь. Знаете, раскрыть свою душу незнакомому человеку гораздо проще, чем, к примеру, родственникам или друзьям!

На протяжении почти 13 лет – именно столько работает наш центр – разговор с женщинами чаще начинается со слов: «Помогите, он меня избивает, угрожает, я его боюсь». Из разговора мы выясняем, что обычно ссора начинается с банальных претензий мужчины, например, почему вовремя не приготовлен ужин? Слово за слово – ссора перетекает в скандал. Потом на консультации мы разбираем ситуацию, выясняем, в какой семье воспитывался муж. Если его отец применял любое насилие в отношении матери, жесткую форму воспитания к детям, значит, мальчик другой модели поведения не видел. И свою семью он строит на неудачном примере родителей. Когда спрашиваем женщину, в какой семье она жила, часто выясняется, что ее мама тоже терпела побои со стороны отца. Исследования международных организаций показывают: в 80 процентах человек переносит во взрослую жизнь модель поведения в семье, в которой он вырос.

 

От синяка до убийства – один шаг

 

– Неужели женщины, которых бьют мужья, не обращаются за помощью к своим близким, подругам?

– Многие женщины, которые к нам звонят, почему-то считают, что это не насилие. Что они сами спровоцировали такое поведение мужчины. Многие из них жаловались родственникам, но в ответ слышали: мол, терпи ради детей, он же хорошо зарабатывает.

Проблемы многих женщин в том, что они боятся разорвать круг насилия. Сначала вроде все не так и страшно – ну накричал, ну шлепнул, настроение было плохое, разозлила его чем-то... Потом ссоры и драки становятся нормой. Последствия могут быть ужасными: тяжкие травмы и даже убийство. Поэтому очень важно, чтобы рядом были люди, готовые помочь женщине, не оставляющие ее наедине с этим. Мы работаем с такими женщинами по индивидуальному плану безопасности. Знаем, многие никогда не уйдут из своих семей. Это их выбор. Но они должны понимать, что с ними происходит, знать о своих правах!

 

Насильнику закон не писан?

 

– Меня зовут Айгерим. Слышала, что есть у нас в стране даже Закон «О профилактике бытового насилия». Он вообще работает или просто так написан?

– Да, такой закон есть, он вступил в силу с января 2010 года. Мне сложно сказать о его эффективности – мы как раз проводим мониторинг и просим всех казахстанцев звонить к нам в центр, высказывать свое мнение – работает закон или нет.

Также мы отслеживаем эффективность индивидуальных мер профилактики бытового насилия – так называемых защитных предписаний. Что это такое? Пострадавшая может обратиться с заявлением на имя начальника РУВД по месту жительства, в котором указать, чтобы ее супругу выдали защитное предписание. Документы собирают участковый, сотрудники подразделения по защите женщин от насилия. На их основании выдается защитное предписание, согласно которому супруг не должен проявлять насилие, приближаться к супруге, угрожать ей и так далее.

У меня есть некоторые сомнения в эффективности этой меры в наших реалиях. Ведь на деле получается, что насильник остается проживать со своей жертвой под одной крышей! По идее, на период защитного предписания необходимо выселять его из квартиры. Но куда?

Опять же в законе мы не видим четкого определения: какое наказание понесет насильник, если нарушит предписание?

Я считаю, бытовое насилие должно стать отягчающим обстоятельством при рассмотрении подобных дел в суде. Ведь это происходит не где-нибудь на улице, когда избивают неизвестные, а дома, который вроде должен быть крепостью…

– Меня зовут Лариса. За стеной у соседей постоянно слышатся крики, плач. Я не хочу лезть в чужую жизнь, но думаю, что какие-то меры нужно предпринимать. Кто может проверить ситуацию в этой семье?

– По Закону «О профилактике бытового насилия» вы можете анонимно позвонить в полицию, и по вашему сообщению полицейские обязаны проверить поступившую информацию.

– А какое наказание понесет тот, кто поднимает руку на женщину?

– Если женщина обратилась в полицию, ей обязательно нужно пройти судмедэкспертизу, написать заявление или просто сообщить о том, что с ней произошло. Наказание зависит от тяжести телесных повреждений. За нанесение легких повреждений может быть штраф, средней тяжести – более серьезное наказание, вплоть до ареста на 15 суток.

 

Из домохозяйки – в жертву

 

– Здравствуйте, я звоню из Алматы, меня зовут Карина. Как вы считаете, проблемы с деньгами способны разрушить крепкую, любящую семью?

– Как ни прискорбно – да. В период обострения кризиса нам звонили и мужчины, жаловались, что они потеряли работу, нет понимания в семье. Звонили и женщины, просили совета: как преодолеть денежные проблемы, чтобы сохранить семью?

К сожалению, нас нигде не учат, как создавать семью, быть хорошей женой, хорошим мужем, справляться с семейным кризисом. У нас мало семейных психологов, отсюда, на мой взгляд, все проблемы.

– Бытует мнение, что, когда женщина сидит дома, полностью экономически зависима от своего мужа, рукоприкладство происходит чаще…

– Если посмотреть социально-психологический портрет жертвы бытового насилия, то это будет женщина 30–45 лет со средним специальным образованием, с двумя детьми, которая определенное время сидела дома с малышами. Уровень социального положения – средний, вышла замуж по любви. Чаще всего экономически зависит от мужа, собственного жилья не имеет.

– А выход есть?

– Я думаю, каждый должен искать свой выход. Он есть всегда! Общество, в котором мы живем, осуждает этих женщин. Когда происходит насилие, я ни разу не слышала, чтобы со стороны говорили: дескать, какое он имеет право ее бить? Чаще говорят: раз живет, значит, нравится. О мужчине вообще все забывают. Есть и живучие стереотипы. Например, когда женщина обращается в полицию, ей говорят: ваша семья – сегодня поругались, завтра помиритесь. Надо ломать такие стереотипы! Женщина должна перебороть свой страх и обращаться в полицию за помощью.

 

Взрослые дерутся – страдают дети

 

– Я звоню от имени подруги, ее муж часто бьет, особенно когда пьяный придет. Но уйти ей некуда, даже на время, родные живут далеко. Я слышала, есть какой-то центр, где таким, как она, можно укрыться на время…

– Мы с сотрудниками городского акимата сделали экономические расчеты для открытия и работы такого центра в Алматы за счет местного бюджета. Пока же кризисный центр располагает приютом на 4 человека.

– В вашей практике были случаи, когда жертвы бытового насилия шли на крайние меры?

– Вы знаете, большинство женщин в местах лишения свободы находятся за совершение тяжких телесных повреждений и убийство своих мужей или сожителей. Получается, женщина, которая много лет сама была жертвой бытового насилия, не выдержав издевательств, лишает жизни своего обидчика. Но в судах снисхождения к ним нет! Когда над женщиной издевался муж, наверняка об этом знали дети, родственники с обеих сторон. Но взрослые закрывали на проблему глаза. А дети молча страдали…

– У нас в семье часто происходят ссоры, дети все видят. Это может отразиться на их психическом здоровье?

– В семьях, где происходит бытовое насилие, дети хуже учатся, убегают из дома, совершают преступления. Муж и жена должны знать: когда они выясняют отношения между собой, страдают дети. Все увиденное, услышанное остается у ребенка в сердце, его душе. И влияет на его будущее – эту модель поведения он перенесет, скорее всего, и в свою собственную семью, когда она у него будет.

 

Казахских женщин всегда уважали!

 

– Интересно, как дело с бытовым насилием обстоит в соседних странах?

– Наши коллеги из Таджикистана рассказывают, что у них складываются очень тяжелые отношения в семьях, которые живут в одном доме. До сих пор имеют место факты самосожжения молодых женщин. Даже снят фильм о женщине, которая облилась бензином и хотела себя сжечь, но ее спасли. Она получила страшные увечья, но нашла в себе силы жить, уехала из аула и теперь оказывает помощь таким же, как она сама, жертвам бытового насилия.

Кор.: На ваш взгляд, восточный менталитет играет свою роль в том, что женщины молча сносят побои, оскорбления?

– Бытовое насилие нельзя прикрывать никаким менталитетом! Скорее, нужно говорить о том, насколько мы хотим жить в обществе, в котором присутствует насилие.

На тренингах сотрудники правоохранительных органов (!) нам иногда говорят, что в Коране якобы прописано – жена целиком подчиняется мужу и муж может ее бить. Я нашла русскую версию Корана, поговорила с имамом, выяснилось, по поводу побоев там ничего не сказано! А казахские женщины всегда были свободны и пользовались в роду уважением и почетом!

По данным Фонда ООН для развития в интересах женщин, за первое полугодие 2010 года в Казахстане совершена 21 тысяча преступлений против женщин с применением насилия. От побоев и истязательств в семьях погибает более 500 женщин каждый год.

Центр изучения общественного мнения провел опрос среди казахстанцев на тему: «Как остановить насилие в семье?». 25 процентов респондентов считают, что нужно жестче наказывать обидчиков. За воспитание нетерпимости к насилию в семье и обществе высказались 24 процента. О необходимости создания бесплатных кризисных центров заявили 8 процентов опрошенных.

 

Елена КОЭМЕЦ, фото Тахира САСЫКОВА

 

 

Сайт газеты «Караван»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 7
Работа на дому


Время загрузки страницы 4.100 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>