Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров


Error: Incorrect password!
Error: Incorrect password!

Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


По оценке USAID, ежегодно в Казахстане только в сексуальное рабство попадают почти восемь тысяч человек



По оценке USAID, ежегодно в Казахстане только в сексуальное рабство попадают почти восемь тысяч человек

 

По оценке USAID, ежегодно в Казахстане только в сексуальное рабство попадают почти восемь тысяч человекНа днях из трудового рабства в Западно-Казахстанской области полицейские освободили двух женщин – пятидесятилетнюю мать и ее двадцатидвухлетнюю дочь.  Полгода они трудились на ферме Бурлинского района. Денег за работу им не платили, зато почти ежедневно хозяин избивал пленниц. Причем в ход шли, по словам одной из женщин, палки, лопаты и вилы. Если бы не доброжелатель, который и сообщал «куда следует» о творящихся на той ферме нравах, неизвестно, как долго продолжались бы мучения этих двух рабынь.

На самом деле эта история – не из ряда вон выходящий единичный случай, а, к сожалению, уже вполне себе распространенная практика снижения издержек на рабочую силу на всей территории страны. По данным  Международной организация по миграции,  только в этом году в республике были выявлены 125 так называемых жертв торговли людьми. Причем только половина из них  казахстанцы, остальные – граждане других стран СНГ:  Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Украины и России. Всего же за восемь лет было выявлено 876 таких бедолаг. По данным же Казахстанской миссии агентства США по международному развитию (USAID), ежегодно только сексуальной эксплуатации в Казахстане подвергаются около 7967 человек, а 6318 из них вывозятся за границу с той же целью.


Вот всего лишь несколько примеров.

В Алматы в сексуальное рабство продали школьницу из Жамбылской области. Подработать на летних каникулах в южную столицу девушку пригласила знакомая. Как сообщает ДВД города, позже выяснилась, что подруга зарабатывала на жизнь проституцией и решила втянуть в этот бизнес несовершеннолетнюю южанку. Несколько дней злоумышленники держали малолетку взаперти. Издевательства и угрозы сделали свое дело: в течение месяца она обслуживала клиента в придорожных мотелях, пока бордель не накрыли полицейские.

Еще один похожий случай тоже произошел в Алматы. В сексуальную рабство опять же несовершеннолетнюю девушку продал ее собственный парень. За несколько дней до сделки с сутенерами он вместе с двумя  приятелями изнасиловал ее, а затем продал за две тысячи долларов. До освобождения ее полицейскими она «проработала» в одной из гостиниц по улице Сейфулина более трех месяцев. Родственники даже и не пытались ее искать.

В Шымкенте в начале этого года произошел уже совсем дикий случай. Беременную девушку, жительницу поселка  Сарыагаш, похитили прямо на улице, вывезли в областной центр и заставили заниматься проституцией.

Только в прошлом году, по данным МВД РК, в стране было возбуждено 287 уголовных дел по статьям: торговля людьми, торговля несовершеннолетними,  похищение человека с целью эксплуатации, незаконное лишение свободы с целью эксплуатации, вовлечение в занятие проституцией, организация или содержание притонов для занятия проституцией и сводничество.

При этом все же именно мужчины, по статистике, становятся жертвами трудового рабства: на стройках, предприятиях общепита, в сельском хозяйстве.  По данным регионального центра того же USAID, Казахстан – единственная страна в Центральной Азии, где риск подвергнуться эксплуатации на родине выше, чем за ее пределами. Сюда же, кстати, можно отнести и трудяг-нелегалов, которых в нашей стране, по разным оценкам, насчитывается  до полумиллиона человек: трудятся они за копейки, при этом полностью находятся во власти своего хозяина.

По словам американских правозащитников, южные регионы Казахстана, как и на их родине 200 лет назад, по праву могут называться рабовладельческим Югом – именно там чаще, чем в остальных областях республики, выявляются факты использования принудительного труда.  Кстати, именно выходцы из Южно-Казахстанской области оказались в центре недавнего громкого «дела о рабах» в столице РФ Москве.

Справедливости ради стоит отметить, что рабство процветает, конечно же,  не только в одном Казахстане. По подсчетам английского социолога Кевина Бейлза, в мире численность современных рабов оценивается в 27 миллионов человек. Большинство из них составляют кабальные рабочие в Индии, Пакистане и некоторых других странах Южной Азии. Кроме того, рабство существует в различных формах в Индокитае, в Южной Америке, в Западной и Центральной Африке, на Аравийском полуострове. По оценкам международных правозащитных организаций, годовой доход, приносимый рабами своим владельцам, колеблется в районе 13-15 миллиардов долларов США. Но хотя непосредственное значение рабского труда в современной мировой экономике может показаться небольшим, недооценивать его не стоит. Прежде всего потому, что он отнюдь не изолирован от мира границами отдаленных районов отсталых стран, а интегрирован в мировую экономику. Рабы создают товары, которые экспортируются во многие страны мира, а услугами сексуальных рабынь пользуется огромное количество мужчин в самых разных частях света, в том числе и в так называемом Первом мире.

Лауреат Нобелевской премии по экономике 1993 года американец Роберт Фогель в 1974 году в своей книге «Время на кресте» с экономической точки зрения на примере южноамериканских рабов попытался объяснить, почему до сих пор человечество не избавилось от диких форм эксплуатации рабочей силы. В частности, ссылаясь на многочисленные исторические документы, он пришел к выводу,  что в 1860 году рабовладельческое сельское хозяйство Юга в целом было на 35% эффективнее (если рассматривать выпуск продукции при одинаковом количестве ресурсов), чем основанное на свободном труде сельское хозяйство Севера. При этом сельское хозяйство с использованием рабов на Старом Юге было на 19% более производительно, чем свободно-трудовые фермы Севера, а сельское хозяйство с использованием рабов на Новом Юге – даже на 53%.

Редакция Total.kz расспросила экспертов, почему в нашей республике – признанном лидере в Центральной Азии по уровню жизни и экономическому развитию – до сих пор сохраняются средневековые трудовые взаимоотношения.

Расул Жумалы, Востоковед

Существуют несколько причин. Во-первых, неисполнение законодательства в части регулирования внутренней и внешней миграции. Потому что в таком положении оказываются жители отдаленных сельских районов, которые приезжают в большие города либо оказываются в фермерских хозяйствах по причине того, что нет учета. Органы, контролирующие исполнение закона, смотрят на эти вещи сквозь пальцы. Не исключаю, что здесь участвует коррупционная составляющая, то есть те или иные работодатели или работорговцы откупаются от миграционной полиции. То же самое происходит с внешней миграцией при въезде в страну. Проблема в том, что самозанятое население, а это 3 млн человек, принадлежит самому себе, и государство умывает руки. Второй вопрос связан с отсутствием работы в стране, где, по официальным данным, безработных 6%, а по неофициальным – и 20, и 30%. Я хочу отметить вторую причину, по которой сельское население приходит в депрессивное состояние: работы, образования – ничего нет. Понятное дело, сельские жители переезжают в большие города, которые и так перенаселены, – отсюда бесправность людей и дисбаланс в развитии страны: села вымирают, города задыхаются от перенаселения. Чтобы решить проблему, необходимо создать нормальные условия для жизни в селе, моногородах и в небольших населенных пунктах. Изменение законов особой роли не играет. Потому что у нас во всех законах, будь то закон о коррупции или миграции, нужно проводить фильтрацию, пересматривать их на предмет не работающих, на противоречие законов и подзаконов. Нужно не принимать новый закон, а исполнять существующий.

Алия Аликова, Национальный координатор по вопросам борьбы с торговлей людьми МОМ

У нас есть программа три «П»: помощь пострадавшим, предотвращение торговли людьми и пресечение торговли людьми, то есть внесение в Уголовный кодекс статей о наказании за торговлю людьми. Мы в рамках наших программ помогаем самим жертвам, поддерживаем реабилитационные центры, которые помогают пострадавшим и оказываем прямую помощь жертвам через наших партнеров общественных организаций в разных регионах республики. Также мы тесно сотрудничаем с нашими представителями за границей, это представительства МОМ в России, Турции, Кыргызстане, Узбекистане и других странах. Мы получаем от них информацию о пострадавших гражданах Казахстана или сопредельных республик, которые оказались в трудной ситуации и нуждаются в помощи. Что касается предотвращения торговли людьми, мы реализуем программу при поддержке ЮСАИД, согласно которой мы предупреждаем молодежь о рисках, связанных с торговлей людьми. Например, рассказываем, как выбрать безопасную работу за границей, как оценить риски при выборе работы, которую предлагают и т.д., проводим тренинги для повышения осведомленности молодежи. К сожалению, все больше выявляется жертв торговли людьми, однако сложно оценить, какова причина увеличения статистики. Возможно, у нас улучшилось качество выявления таких преступлений со стороны правоохранительных органов. А, возможно, увеличилось число людей, попавших в подобную ситуацию. Несомненно, могу отметить, что количество пострадавших с каждым годом растет.

Жемис Турмагамбетова, Исполнительный директор ОФ «Хартия за права человека»

Для меня это постыдная тема, что работорговля вошла в нашу жизнь в Казахстане. Вспомните ситуацию в Москве с нашими девочками, все СМИ написали, а о том, что у нас в стране, особенно на юге, практически в рабов превращают граждан Узбекистана – об этом мало кто говорит. Ужесточением закона ничего не добьешься, здесь нужна активная позиция самих граждан и работа правоохранительных органов, чтобы они не закрывали глаза на любые случаи. Они должны заниматься поисками, конечно, нужно, чтобы были заявления о пропаже людей, но правоохранительные органы должны знать, кто работает на фермах и других объектах, выяснять, как они там оказались и как содержатся, беседовать с ними, чтобы узнать, нужна ли им какая-либо помощь. Кроме того, в этом деле большую помощь могут оказать сами люди, если не будут оставаться равнодушными. Ведь кто-то может знать, что содержатся люди в неволе, в ужасных условиях и с жестоким отношением.

Камал Бурханов, Депутат Мажилиса Парламента РК:

Рабство существует во всех странах с рыночной экономикой. Особенно в тех, где имеются нищета, страшная имущественная дифференциация, безработица. В первую очередь речь идет о тех странах, которые развиваются. Что касается Казахстана, все это четко и ясно прописано в Уголовном кодексе, который дает оценку соответствующим деяниям. При необходимости его, конечно, надо ужесточать. Самое дорогое, что у нас есть, – это наши граждане, это его величество человек. Если кто-то покушается на свободу нашего гражданина внутри страны, государство должно репрессивными, силовыми методами защищать его. Особенно, если казахстанец попадает в рабство в другой стране. Как, например, в Москве, где наши соотечественники превратили в рабов своих же земляков. Надо официально возбуждать уголовные дела и добиваться их экстрадиции, и, соответственно, они должны получить по заслугам. Нам надо обучать наше общество, особенно молодежь, быть более бдительным в этом отношении. Обещают ведь обычно хорошую работу и заработок. Семья, общество, государство должны предупреждать граждан. Необходимо объяснять, что мир состоит не только из цивилизованных и добрых людей.

Петр Своик, Политолог, член партии «ОСДП Азат»

Мы, конечно, как бы находимся в XXI веке, но одновременно в каких-то своих частях наше общество находится и в XX, в XIX и, пожалуй, где-то в XI веке. И все случаи рабства, они в какой-то степени взаимные. Нельзя сказать, что потенциальные рабы совершенно не ожидали того, что попадут в рабство. Они едут за длинным рублем. И ситуация, в которую они попадают, во многом определена ими же самими. Я не хочу сказать, что только они виноваты. Но тут надо участие и рабовладельцев и рабов делить поровну. Я смотрел сюжет про московских рабов из Казахстана, и мне так кажется, что они не совсем принудительно там находились. Конкретно с этим явлением трудно что-то сделать. Надо поднимать культуру общества, правоохранительных органов, культуру отношений работников и работодателей. Нужна полиция, которая следила бы за порядком, а не брала взятки. Нужны прокуроры, которые не бабки делают, а надзирают за законностью. И вообще, персонифицированную культуру надо превращать в институциональную. От этого все и пляшет.

Владислав Косарев, Секретарь Центрального комитета КНПК РК

Конечно, успехи Казахстана, по оценкам общественности и главы государства, за последние годы значительные. Я не буду говорить о различных факторах этого роста, скажу лишь, что ВВП вырос до 13 тыс. долларов на одного человека в год. Это значительное достижение по сравнению с 90-и годами, когда было всего 600-700 долларов. Это в 15-16 раз больше. Но Казахстан является страной в окружении других капиталистических держав, не избавленных от пороков, которые перенимаем и мы. В результате государственные органы не проявляют внимания к судьбе человека, его жизни, работе, воспитанию детей. Это невнимание создает почву для того, чтобы в обществе приживались дурные пороки – воровство, насилие и торговля людьми. Кроме того, в этом замешаны и нравы, которые нам несут западные страны вместе с инвестициями, которых оказалось за 20 лет 160 млрд долларов. Они несут нам еще и элемент разложения общества. В итоге мы приходим к тому, что некоторые люди не осуждают проституцию и работорговлю. Чтобы бороться с этим, надо воспитывать новую нравственность в обществе. И эту нравственность, настоящую, должны защищать люди, гражданское общество и политические партии.

Total.kz

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 13
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.800 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>