«Это одно из первых условий, наличие совета по принципам исламского финансирования, так называемого Шариатского совета при каждом исламском финансовом институте, и фактически, при проведении исламской финансовой операции. Этот Шариатский совет существует для того, чтобы решать соответствует ли деятельность и операции, которые проводятся, принципам исламского финансирования, т.е. соответствуют ли они в первую очередь канонам ислама», - пояснил Д.Акишев. |
Среди отличий исламской модели финансирования от традиционной системы выделяют «запрет на риба» (Riba – ростовщичество), то есть процентную ставку по кредитам, этот исламский запрет существует порядка 1400 лет, любое несправедливое обогащение, то есть риба, запрещено в исламе. Второе понятие «гарар» (Gharar – неопределенность) – это запрет на намеренный риск, выходящий за пределы необходимого, и неопределенность сделки в контракте. Следующий принцип исламского финансирования «мейсир» (Maisir – азарт) – запрет на получение прибыли в результате случайного стечения обстоятельств. Бай ал-Калиби ал-Кали – запрещается продажа долга за долг, например, продажа форвардного контракта с отсрочкой платежа за него.
«Любая неопределенность по принципам ислама, это непозволительно. Есть такие принципы, которые я думаю, тоже очень полезны были бы и для нас. Это принцип халяль – запрет на сделки, которые связаны с запрещенным видом деятельности. Например, такие как табачная, алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, развлечения, азартные игры. Представление финансовых услуг, противоречащих исламским принципам вообще», - уточнил Акишев.
По словам заместителя председателя Национального банка, сделки в исламском финансировании должны обеспечиваться реальным активом. Не может быть просто финансовой операции без привязки к какому-то базовому активу, и какому-то конкретному товару.
«Это такая особенность, которая немного усложняет саму сделку. В этой сделке начинает присутствовать третья сторона. Возникают определенные товарные операции. А это как раз - если есть товар, значит, он должен будет продаться, либо быть купленным за соответствующую цену», - добавил Данияр Акишев.
Банкинг по шариату официально работает в Казахстане уже три года с тех пор, как в 2009 году принят закон о деятельности исламских банков. В марте 2010 года в стране был открыт первый исламский банк «Аль Хиляль», а в следующем году планируется открытие второго банка по шариату. Однако, законодательная база, которая позволит исламским финансовым институтам полноценно работать на рынке Казахстана, находится на согласовании Правительства и Мажилиса.
«Я бы не стал говорить, что с принятием поправок законодательства по исламскому финансированию мы сразу могли бы предложить нашему населению и предприятиям весь спектр линейки по исламскому финансированию. Но, тем не менее, законодательство открыло доступ, в первую очередь, исламским институтам для работы здесь, которые должны пройти какой-то период становления, выработать своё стратегическое направление и затем уже предлагать конкретную линейку продуктов. Я думаю здесь не так, что закон принят и на следующий день линейка продуктов уже была бы в доступе», - резюмировал Д.Акишев.
Жанар КОМБАЕВА
Главные новости Казахстана Время загрузки страницы 0.625 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |
![]() ![]() |