Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Вопрос обеспечения Казахстана топливом нужно решать на долгосрочной основе, считает эксперт



Вопрос обеспечения Казахстана топливом нужно решать на долгосрочной основе, считает эксперт

 

Вопрос обеспечения Казахстана топливом нужно решать на долгосрочной основе, считает экспертВопрос обеспечения Казахстана топливом нужно решать на долгосрочной основе, а не увлекаться дешевыми и не всегда выполнимыми проектами, считает главный научный сотрудник института экономики МОН РК, профессор Олег Егоров, передает .

«…власти обещают решить вопрос топливной зависимости после модернизации казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Вроде $4 млрд. выделено, но что реально делается, непонятно. Ко всему прочему зачем-то придумали схему толлинга. Мол, Казахстан поставляет нефть на российские и китайские заводы, а они нам – бензин. Может, лучше свои заводы загрузить?» - сказал он в интервью агентству в среду.


По словам эксперта, «в мировой практике нет НПЗ, обеспеченных сырой нефтью на 100%». «Обычно, это 90-92%, остальное – резерв на случай непредвиденных обстоятельств. Так принято в мировой нефтепереработке. Но в Казахстане иная ситуация, ибо заводы загружены в лучшем случае на 55-60%. Значит, нам нужно довести загрузку мощностей до вышеуказанного уровня (90-92% - КазТАГ)», - пояснил О.Егоров.

И тогда, продолжил он, возникает другой вопрос: способен ли Казахстан снабжать собственной нефтью собственные же заводы. «Думаю, сделать это будет проблематично, так как наша доля в общих объемах добычи нефти в Казахстане находится на уровне 23-24%», - констатировал О.Егоров.

В этом плане, считает сотрудник Института экономики, власти пытаются решить довольно сложную дилемму. «Для полной загрузки трех (Шымкентский, Атырауский и Павлодарский - КазТАГ) заводов необходимо порядка 18 млн тонн сырой нефти в год. Дилемма проста: полностью передать всю добытую нами нефть, или ограничить экспорт. Но экспортировать выгоднее, так как в этом случае НДС экспортеру возвращается. Если поставлять нефть на заводы, то НДС не вернут», - сказал эксперт.

Вместе с тем он отметил, что в связи с аварией на Атырауском НПЗ, проблемы с обеспечением ГСМ могут возникнуть на западе страны. «Данное предприятие заточено на обеспечение топливом западных регионов. Что касается юга и центра Казахстана, то здесь ситуация с топливом обостриться не может, запасов должно хватить», - считает сотрудник института экономики.

По его мнению, если ремонт на Шымкентском НПЗ и устранение последствий аварии на Атырауском НПЗ затянутся, то «тогда Казахстану придется просить помощи у соседей». «Например, у России ограниченные возможности. Омский НПЗ, откуда в основном поступает в Казахстан высокооктановый бензин, сам обеспечивает колоссальный по размерам регион России. Можно привлечь дополнительные объемы ГСМ из Китая. К примеру, в Синцзянь-Уйгурском автономном районе Китая три НПЗ, которые получают сырую нефть с Кумколя и Актюбинской области. Но бензин из Китая, как говорят эксперты, довольно плохого качества», - пояснил эксперт.

Если же не удастся договориться о дополнительных поставках ГСМ, продолжил О.Егоров, «то в Казахстане может начаться подпольная реализация топлива, как это происходило в 90-х годах прошлого века». «Примерно то же самое, что началось в США с введением сухого закона», - заключил эксперт.

Как сообщалось, 20 августа заместитель председателя правления АО «НК «КазМунайГаз» (КМГ) Данияр Тиесов заявил, что реконструкция трех казахстанских НПЗ позволит удовлетворить внутренние потребности Казахстана в бензине до 2030 года.

8 октября стало известно, что Шымкенский НПЗ встал на плановый капитальный ремонт до 5 ноября. Завод осуществляет плановый ремонт каждый год в середине осени.

Между тем на Атырауском НПЗ с 6 по 25 октября были прекращены производство и отгрузка бензина из-за аварии, которая произошла 6 октября в печи блока каталитического риформинга установки ЛГ 35-11/300-95».

Как сообщило министерство нефти и газа, несмотря на аварию на Атырауском НПЗ, дефицита нефтепродуктов в республике не прогнозируется.

«Нехватки нефтепродуктов на внутреннем рынке не прогнозируется, так как имеющиеся ресурсы нефтепродуктов АО «КазМунайГаз-Онимдери» на АО «ПНХЗ» направлены в Атыраускую область», - говорится в ответе министерства на запрос агентства КазТАГ.

Кроме того, указывается, что в первые сутки после аварии осуществлялась перевозка автобензовозами из Уральска автомобильного бензина Аи-92.

«…По состоянию на 15 октября из имеющихся ресурсов АО «КазМунайГаз-Онимдери» в первые сутки было отгружено с Уральска 160 м.куб. автобензина марки Аи-92. Также из имеющихся в наличии ресурсов на АО «ПНХЗ» в направлении г. Атырау отгружено 547 тонн бензина марки Аи-92, из которых 161 доставлены в Атырау», - указано в сообщении министерства.

Также в МНГ сообщили о мерах, какие принимаются для восстановления недостающего объема нефтепродуктов на рынке РК.

«Оставшиеся 386 тонн (бензина по потребности - КазТАГ) находятся в пути. Наличие заявок на бензин марки Аи-92 для отгрузки в западный регион на АО «ПНХЗ» составляет 660 тонн», - сказали в ведомстве

Казахское телеграфное агентство «КазТАГ»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 7
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.812 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>