Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Новые дома не всегда оказываются пригодными для жилья



Новые дома не всегда оказываются пригодными для жилья

 

Новые дома не всегда оказываются пригодными для жильяС января по июнь текущего года в различных регионах республики в эксплуатацию было введено более 3 млн квадратных метров жилья. Внушающий уважение проделанный объем работы вызывает в очередной раз вопросы о качестве сданных жилых площадей.

И это объективно, ведь потенциальных квартиросъемщиков заставляют лишний раз задуматься участившиеся случаи, когда сданные в эксплуатацию жилые здания рушатся как карточные домики. При этом остается открытым вопрос, кто виноват: застройщики, нарушившие во время возведения объектов все мыслимые нормы, или учреждения, принимающие на ура сдаваемые объекты в эксплуатацию, которые по странному стечению обстоятельств не только не соответствуют требованиям, но и становятся реальной угрозой жизни проживающих в них казахстанцев. К тому же, как оказалось, до недавнего времени контрольные функции государственной архитектурно-строительной инспекции осуществляли местные управления, входящие в структуру акиматов, что привело к отсутствию системы государственного архитектурно-строительного контроля за качеством.


В Казахстане участились случаи, когда сданные в эксплуатацию жилые площади рушатся, как карточные домики. Примечательно, что технологии при строительстве самые передовые и признанные мировым сообществом. Однако, как показывает практика, граждане, мечтавшие о заветных квадратных метрах, остаются на улице, поскольку боятся жить в таких помещениях. Между тем строительство домов продолжается, более того, государство предлагает выгодные условия приобретения этой недвижимости и дает гарантию на будущее качество.

 

Где, где? В Караганде

 

Одним из примеров качества возводимых в стране объектов является уже ставший известный всем казахстанцам карагандинский квартал. Напомним, что утром 6 апреля четыре подъезда многоэтажного дома в микрорайоне «Бесоба» рухнули. Еще за 5 дней до этого жители забили тревогу, обнаружив растущие от фундамента до крыши трещины шириной от 10 до 15 см и крен всего здания. Радует то, что за 4 дня комиссия решила, что проживать в доме № 7 опасно и 2 апреля жителей в срочном порядке эвакуировали. Объект был построен три года назад по госпрограмме.

Стоит отметить, что «жертвам» крушения обещали выдать новое жилье еще в мае, однако жильцы злополучного дома по-прежнему ожидают заветные квадратные метры у рухнувших обломков своего счастья.

Между тем вторая часть дома оказалась крепче своего собрата, и в ней продолжается жизнь. Госкомиссия по расследованию обрушения установила, что все дома жилкомплекса были возведены с нарушениями строительных норм. А в отношении строителей-подрядчиков, возводивших рухнувший дом, завели два уголовных дела по ст. 245, ч. 2 – «Недобросовестное строительство, повлекшее тяжкие последствия», и второе в отношении председателя и членов госкомиссии, которая принимала дома по ст. 307 – «Злоупотребление должностными полномочиями».

Недавно средства массовой информации «обрадовали» новыми проблемами вокруг несчастного карагандинского микрорайона «Бесоба». Теперь недостроенному дому сулит участь своего соплеменника. Жители говорят, что объект строительства наклонился, а трещина увеличивается с угрожающей быстротой. В прошлый вторник дом был оцеплен сотрудниками ДЧС. Жители уцелевших домов обеспокоены тем, что недостроенный дом представляет опасность. Здание уже дало крен на 12 см в сторону детской площадки и соседнего дома.

Между тем аким Караганды Бауржан Абдишев заявил, что дома в ЖК «Бесоба» будут снесены, а на их месте построят один новый дом. По его словам, после параллельного обследования соседних с обрушившимся домом зданий установлено, что необходимы меры по усилению фундамента и водоотведению. По подсчетам, на это потребуется порядка 1 млрд тенге. Это большие средства, но нет гарантий, что дома не будут сыпаться.

– Это для нашего бюджета огромная сумма. Даже при всех мероприятиях, проведенных там, никто не может дать гарантию, что все будет стоять, учитывая погодные условия и грунт, который там есть, – сказал Абдишев.

Поэтому он инициировал вопрос о снесении этих домов.

– Необходимо эти дома убрать и поставить новый дом. Будем ставить вопрос о строительстве нового дома, – сказал аким Караганды, при этом отметив, что строительство займет ни год, ни полтора, а года два.

В этой связи глава шахтерской столицы сетует на необходимость освобождения квартир. А тех, кто не имеет возможности где-то жить, аким обещал разместить в поселке Майкудук, где по «Программе занятости–2020» будет построен дом.

Вполне понятно, что рано или поздно пострадавшие граждане получат заветное жилье, а виновные, хоть и не все, но все же понесут наказание. Здесь вопросы должны ставится иначе. Почему это произошло и как не допустить подобного в будущем? Чтобы не получилось так, что через 3–5 лет, въехав в новые квартиры, семьи вновь пережили момент экстренного выселения с последующим падением всего дома.

 

Кто виноват?

 

Ответ на вопрос: почему это произошло? – довольно прост. Дело в том, что схема, по которой застраивался микрорайон в Караганде, да и в любом другом городе Казахстана, довольно нудная. Заказчик выставляет тендер на чертежи, закупку материалов, подвод коммуникаций и прочее, а вот выполняют работы, как правило, невесть кто. Не секрет, что и принимают такие объекты люди, не имеющие понятие, что они принимают и зачем это надо. Не стоит при этом забывать особенности отечественного менталитета и длинную руку коррупции, которой в последнее время уделяется особое внимание (имеется в виду борьба. – Ред.).

Отдельное место в долгом и временами прибыльном деле – строительстве, достается строителям. Находчивые ребята умудряются вытащить со стройки за одну ночь не одну тонну стройматериалов, при этом даже у охраны пропадают слух и зрение.

Но, видимо, на этом талант рабочих заканчивается. Много иностранцев, у которых с местным контингентом напрочь отсутствует языковая коммуникация, то ли они действительно не понимают друг друга, то ли не хотят этого, в любом случае каждый сам за себя, а точнее, за свою часть работы. А раз нет общего дела, то дом получается в стиле «и так сойдет», думать о возможных последствия при этом совсем не обязательно, за это денег не заплатят.

С другой стороны, причинами снижения качества строительства являлось несовершенство системы лицензирования и законодательства в части госконтроля в строительстве. По словам председателя Агентства по делам строительства и ЖКХ Серика Нокина, до недавнего времени контрольные функции государственной архитектурно-строительной инспекции осуществляли местные управления, входящие в структуру акиматов, что привело к отсутствию системы государственного архитектурно-строительного контроля за качеством (ГАСК).

– В результате акиматы выполняли все функции архитектурной, градостроительной и строительной деятельности: от принятия решения о строительстве и выдаче лицензий до осуществления контроля за качеством строительства и организации госприемки комплексов, вводимых в эксплуатацию, – говорит Нокин.

По его мнению, именно наделение акиматов этими полномочиями привело к увеличению количеств нарушений и жалоб граждан на качество строительства.

Между тем в августе прошлого года Главой государства Нурсултаном Назарбаевым был подписан указ, согласно которому Агентству по делам строительства и ЖКХ переданы функции и полномочия местных исполнительных органов власти по вопросам строительного контроля и лицензирования. В январе этого года в силу вступили изменения в законы РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» и «О лицензировании». Благодаря поправкам удалось добиться ужесточения требований к компаниям-застройщикам по получению лицензий на выполнение строительных работ.

Агентством введены категорийности лицензий трех уровней. Первый разрешает возводить объекты различной категории сложностей. Опыт компании строителя в этой сфере должен быть не менее десяти лет. Второй уровень – объекты средней сложности, а также на объектах третьей категории. Здесь требуется опыт не менее пяти лет. Третья категория – это базовый уровень, который предусматривает выполнение работ на несложных объектах без требований к опыту работы. Наряду с этим для экспертов вводится аттестация, которой подлежат все физические лица-эксперты, которые выполняют надзоры, экспертизу проектов и техническое обследование зданий.

 

Заграница нам поможет

 

Конечно, обвинять во всех смертных грехах госслужбы нельзя, так же как и снимать с них ответственность. Поэтому здесь необходим ряд мер. В этой связи широко применяется опыт обмена или учебы за рубежом, тем более что границы у нас открыты почти в любую сторону и страну. Вооруженные «до зубов» специалисты, в большинстве своем с советским образованием, начали изучать забугорные методы строения. Выбор донора строительных дел пал на немецких застройщиков. Одной из причин обращения стала цена, а точнее, то, что германские строители помогут открыть секрет и технологию строительства при малых затратах. Кроме того, наши спецы встречались с коллегами из стран Таможенного союза и Украины, а немецкие специалисты будут консультировать казахстанских строителей.

Вернувшись из Германии, председатель Агентства по делам строительства и ЖКХ Серик Нокин сказал, что в этой стране он изучал жилищный опыт строительства, а его заместители ездили в Россию, Беларусь и Украину и привезли ценную информацию о том, что делается в этих странах.

– Цель – удешевить строительство, – сказал Нокин.

По его словам, профильное ведомство будет анализировать и обобщать. Главное, что есть очень интересные моменты во всех этих странах СНГ, от Германии не будет браться структура платежей, поскольку для Казахстана это абсолютно другая страна.

– Мы берем там только технологии строительства и считаем, что это позволит увеличить качество строительства и снизить себестоимость строительства, – сказал он.

Кроме того, Нокин отметил, что в Германии их заинтересовало прежде всего производство домов по передовым технологиям. «А по Беларуси, Украине и России эти программы, в Беларуси все государственные программы, они почти не привлекают денег со стороны. В России очень интересный опыт, там тоже есть предложения и понятия доступности. Мы сейчас его анализируем и в конце думаем с учетом всех опытов сделать такую программу, которая действительно была бы доступна для нашего населения», – добавил он.

Что же касается карагандинской истории с падением дома, главу Госагентства по делам строительства и ЖКХ Казахстана Серика Нокина возмущает полное отсутствие контроля за возведением объектов со стороны ГАСК по Карагандинской области.

– Я вообще удивлен, вы нас всех поставили в неловкое положение. И дом у вас свалился, и второй трещит. Карагандинская область – одна из самых больших, больше всего городов, и ни одной проверки нет, – сказал Нокин.

– Почему так по «Бесоба»? Когда мы начали проверять всех, не было ни одной проверки на этом объекте! И эта тенденция дальше продолжается. Где прямое выполнение своих функциональных обязанностей? У вас там что, все блестяще? – вопросил он исполняющего обязанности директора департамента ГАСК по Карагандинской области Талгата Альменова.

В свою очередь Альменов подтвердил, что проверки не проводились и бывшим руководством вопрос не поднимался, отметив при этом, что сейчас проверяющих инспекторов распределили по крупным объектам.

Между тем ответственный секретарь Госагентства по делам строительства и ЖКХ Салауат Дембай доложил, что с января по июнь текущего года в эксплуатацию введено более 3 млн квадратных метров жилья, что лишний раз заставляет задуматься о качестве сданных площадей.

Андрей ВЕРМЕНИЧЕВ, Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 3
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.112 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>