Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Отечественному автопрому удается отвоевывать местный рынок у импортеров



Отечественному автопрому удается отвоевывать местный рынок у импортеров

 

Отечественному автопрому удается отвоевывать местный рынок у импортеровНе секрет, что одной из задач Таможенного союза была поддержка отечественного производителя. Москва таким способом стремилась защитить своих автопроизводителей, Казахстан – поднять на ноги автомобильную промышленность.

Сегодня можно говорить о том, что соседняя страна в целом справилась с поставленной задачей, в России сегодня работают цеха мировых «конюшен». А как обстоит дело в нашей стране?


В общем и целом неплохо. Производство легковых автомобилей в стране с января по апрель выросло, за это время с конвейеров автосборочных цехов сошел 4 361 легковой пассажирский автомобиль, что в 2,2 раза больше аналогичного показателя 2011 года. Не отстает также и производство грузовых машин. За отчетный период в республике собрали 331 грузовую машину. Этот показатель говорит об увеличении производства в 1,5 раза.

Казахстанский автосборочный завод «Азия Авто» продолжает наращивать производственные объемы и динамику сбыта с опережением. Практически половина покупателей автомобилей в ключевых сегментах казахстанского рынка (C, D, Compact-SUV) по итогам первого квартала 2012 г. остановила свой выбор на продукции завода. В первом квартале текущего года обладателями автомобилей Усть-Каменогорского завода стали более 2 тысяч граждан. Таким образом, продажи с января по март превысили в 2,4 раза показатели 2011 года.

В объеме производства 35,5 процента производства приходится на автомобили марки Lada, чуть меньше KIA – 29,4 процента, Chevrolet – 26,7 процента, и замыкает четверку Skoda – 8,4 процента. В I квартале 66,9 процента продукции завода пришлось на физических лиц, 17,4 процента – корпоративные клиенты, а 15,7 процента – тендерные закупки госучреждений. С одной стороны, это говорит о том, что предприятие работает в рыночной среде, неоспоримый плюс, с другой – об интересе госсектора к казахстанским машинам. И здесь можно вспомнить слова главы государства Нурсултана Назарбаева: «Надо покупать наши, чтобы создавать рабочие места».

Все это говорит о том, что производство машин в Казахстане растет. Более того, местная продукция пользуется спросом, следовательно отрасль выходит на траекторию устойчивого роста. А это позволяет с оптимизмом смотреть на диверсификацию экономики республики, где реальный сектор должен расти и в перспективе выступить противовесом сырьевому. Но это не единственная задача автопрома страны. Его другая задача состоит в замещении импорта, что позволит изменить структуру товарооборота, где наблюдалась такая картина: экспорт сырья в обмен на промышленную продукцию.

Здесь лакмусовой бумажкой выступает не столько производство легковых машин, на долю которых приходилась основная масса импорта автомобилей, а специализированной техники для городских и коммунальных служб. Как правило, это была незаметная ниша на рынке, но вместе с тем хорошая лазейка для импортеров. Поскольку без подобной техники трудно обойтись в хозяйстве, особенно когда речь идет об изношенности старых машин. Деваться было некуда, приходилось закупать то, что предлагают за рубежом.

И здесь привлекает недавняя презентация в Республиканском научном центре неотложной медицинской помощи (в Астане) специализированного автомобиля Iveco для скорой помощи от предприятия «АгромашХолдинг». Как сказал ответственный секретарь Министерства здравоохранения Серикбол Мусинов, сегодня в республике наблюдается нехватка подобной техники, из-за чего страдают не только служба скорой помощи, но и потребители медицинских услуг.

«Есть такие поручения, как развитие транспортной медицины, развитие и модернизация скорой неотложной помощи. В рамках государственной программы индустриально-инновационного развития нужно развивать отечественное производство и поддерживать его», – сообщил Мусин.

Стоимость одной машины скорой помощи составит 16 млн тенге, что является хорошим соотношением цена – качество. Как отметил в ходе демонстрации вице-министр Министерства индустрии и новых технологий Альберт Рау, Iveco способен колесить не только по улицам городов, но и проселочным дорогам благодаря высокому дорожному просвету.

Однако ограничиваться автомобилями скорой помощи не стоит, об этом говорит потенциал внутреннего рынка. Сегодня нужны и другие специализированные машины, включая автомобили для служб санитарно-эпидемиологического надзора в количестве не менее

2 000 единиц в год. Стоит отметить, что конструкторы завода «АгромашХолдинг» имеют навыки разработки и внедрения спецмашин SsangYong для Министерства чрезвычайных ситуаций и Министерства внутренних дел. По заявлениям руководства «АгромашХолдинг», в 2012 году в Костанае будет собрано около 200 автомобилей Iveco.

Важно отметить, что сегодня в Казахстане работает несколько компаний, которые занимаются производством пожарных и коммунальных машин. Следовательно, создается конкурентная среда, которая позволяет надеяться на рост качества продукции.

Авторынок Казахстана также нуждается в бюджетных малотоннажных грузовиках. Недавно компания «Hyundai Auto Kazakhstan» сообщила о сходе с конвейера завода в Алматинской области первой партии автомобилей Hyundai Porter. Более того, в компании говорят, что на нее уже есть спрос. Компания считает, что данная модель обновит рынок легковой коммерческой техники. Кроме того, в Hyundai говорят о том, что машина экономит топливо: средний расход составляет 10 литров на 100 километров. Мощности завода позволяют собирать 2 500 автомобилей в год.

В прошлом году до повышения таможенных пошлин в республику было ввезено 42 тыс. легковых автомашин, а с учетом грузовиков объем импорта машин превысил 1 млрд долларов. Для сравнения: в 2011 году казахстанским автопромом было выпущено чуть более 9 тысяч легковых и грузовых машин, в итоге объем его присутствия на нашем рынке составил чуть более 21 процента. Как видно из цифр, поле для роста, безусловно, есть, однако для этого заводам потребуется «раскручивать» производство. Так, в планах «АгромашХолдинг» выпустить автомобилей в 9 раз больше, чем в 2011 году, а «Азия Авто» заявляет об увеличении объема в 2,5 раза.

Оценивая потенциал автопрома Казахстана, недостаточно говорить только о росте его производства и импортозамещении. Необходимо также обращать внимание на уровень локализации производства машин. И здесь пока остаются проблемы. К примеру, Hyundai Auto Kazakhstan увеличил процент отечественного содержания комплектующих до 20 процентов. Так, аккумуляторы устанавливаются от казахстанского производства. Однако в рамках Таможенного союза предприятие должно довести уровень локализации до 30 и более процентов. Только в этом случае продукция будет пользоваться преференциями как в России, так и в Белоруссии.

Пока производство автокомплектов остается ахиллесовой пятой автопрома, хотя могло бы стать конкурентным преимуществом. К примеру, известно, что Польша не является производителем автомашин, при этом страна занимает лидирующие позиции в Европе по изготовлению комплектующих и узлов для автомобилей. Причем власть вполне устраивает такое положение, поскольку снижает риски для экономики: продавать готовые машины сложнее, чем комплектующие для них. В данном случае Астане есть смысл позаимствовать опыт своего восточноевропейского партнера, то есть создать преференции для производителей автокомплектов.

Если проводить параллель с Россией, то у соседей дела обстоят гораздо лучше, но это связано с потенциалом промышленности советской экономики, которую унаследовала Россия. Однако заметим, что по мировым меркам оно оказалось неконкурентоспособным, как следствие, в 90-х годах, в период либерализации внешней торговли, пережило «шок и трепет». Поддержка внутреннего производителя, в том числе за счет Таможенного союза, привела к тому, что объем выпуска легковых машин превзошел докризисный уровень. При этом импорт достиг 50 процентов. В стоимостном выражении развитие автопрома сократило импорт примерно на 20 млрд долларов в 2011 году.

Еще один показатель автопрома – экспорт продукции на внешние рынки. Но пока говорить об этом рано. Хотя отрадно, что такие мысли витают в отрасли.

«В планах компаний открыть рынки в рамках Таможенного союза, а также Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана именно с моделью Nomad (казахстанский вариант SsangYong Actyon Sports. – Ред.)», – говорит генеральный директор группы автомобильных компаний «AllurAuto» Андрей Лаврентьев.

По его словам, в ближайшем будущем при выходе завода на мощность в 25 тыс. штук только с брендом SsangYong Nomad 70 процентов уйдет в Россию, 20 – останется на внутренний рынок, а оставшиеся 10 процентов будут поставляться на все остальные рынки.

 

Андрей ВЕРМЕНИЧЕВ, Алматы

 

 

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 10
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.982 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>