Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


20 лет назад Казахстан реализовал свое законное право на создание собственной армии - М. Майкеев



20 лет назад Казахстан реализовал свое законное право на создание собственной армии - М. Майкеев

 

20 лет назад Казахстан реализовал свое законное право на создание собственной армии - М. Майкеев7 мая, в День защитника Отечества, Вооруженные силы Республики Казахстан отметят свое 20-летие. Поздравляя армию с этим юбилеем, нам хочется отдать ей должное и вспомнить, как все начиналось. Сегодня, оглядываясь назад, в прошлое, первым делом вспоминаешь мифическую птицу Феникс, подобно которой наша армия вместе со всей республикой смогла возродиться из «пепла». 20 лет - трудный, насыщенный  период, за который защитники нашего Отечества добились множества значительных свершений и, определенно, достигли больших успехов. Но, вместе с тем, при строительстве армии нашим  отважным  «сарбазам» пришлось одолеть и немало трудностей, проб и ошибок.

Накануне большого праздника историю казахстанской армии вместе с нами вспоминал главнокомандующий Сухопутными войсками ВС РК, генерал-лейтенант Мурат Майкеев.


- Мурат Жалелович, поздравляем Вас с наступающим праздником! С чего начинались Вооруженные силы республики? Убежден, Вам есть что рассказать, и это будет интересно казахстанцам. Тем более, что за 20 лет многое изменилось, многое забылось, а еще есть те, кто в силу своего возраста, мало знает о становлении нашей армии в годы независимости.

- Мне, действительно, есть что рассказать, в первую голову, конечно же, про главную ударную силу казахстанской армии - Сухопутные войска. Но, потому как их созданию предшествовала колоссальная работа по строительству всей нашей армии, коснусь общей истории создания Вооруженных сил независимого Казахстана.

Итак...Как известно, 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР, «выражая волю народа и исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства», провозгласил государственный суверенитет Казахской ССР. Молодая и новая на карте мира страна сразу же встала перед необходимостью создания собственных Вооруженных сил, как непременного атрибута государственности. Тем более, что в регионе в то время происходили сложные геополитические процессы: война в Афганистане оказалась явной военной угрозой, в Кыргызстане произошли кровавые столкновения между представителями узбекского и кыргызского народов, велась война на Кавказе.

Одним из первых шагов государственной политики в области обеспечения военной безопасности стало издание 25 октября 1991 года Указа Президента РК «Об образовании Государственного комитета обороны Казахской ССР».

Через два месяца, 16 декабря был принят Конституционный закон о государственной независимости, который определил, что «Республика Казахстан в целях охраны своей независимости и территориальной целостности имеет право на создание собственных Вооруженных сил».

Совет безопасности после всестороннего и глубокого изучения ситуации пришел к однозначному выводу: установить подконтрольность всех, без исключения, частей и соединений, дислоцированных в республике, Президенту Казахстана.

Свое законное право на создание собственной армии Казахстан реализовал 7 мая 1992 года с изданием Указа Президента «О создании Вооруженных сил РК». В Указе было определено, что «...воинские объединения, соединения, части, учреждения, организации, полигоны, арсеналы, базы хранения, склады, движимое и недвижимое военное имущество Объединенных Вооруженных сил СНГ, дислоцированные на территории Республики Казахстан, передаются под юрисдикцию Казахстана и включаются в состав Вооруженных сил РК с соблюдением условий Соглашения об Объединенных Вооруженных силах СНГ».

Но, не все было так просто, как кажется на первый взгляд. Серьезнейшей проблемой на начальном этапе строительства Вооруженных сил было создание нормативно-правовой базы армии суверенного государства.

В феврале 1993 года была принята первая Военная доктрина РК. В ней было отражено, что Казахстан никогда, и ни при каких обстоятельствах не начнет первым военные действия против какого-либо государства, если сам или его союзники не станут объектом вооруженной агрессии. Более того, в доктрине отмечалось, что наша республика никому не угрожает, готова со всеми государствами строить отношения на основе взаимного учета интересов безопасности, не стремится к военному превосходству. Казахстан признает за каждым государством, нацией равное право на участие в решении всех вопросов международной жизни, выступает против силовой политики и гонки вооружений.

В последующие годы, Стратегия национальной безопасности стала базисом для утвержденной 10 февраля 2000 года второй Военной доктрины. Именно тогда впервые нормативно был закреплен принцип гарантированного программно-целевого финансирования Вооруженных сил в объеме не менее 1% от  ВВП страны.

Новая доктрина определила главные направления строительства и реформирования Вооруженных сил: оптимизацию структуры; приоритетное развитие Мобильных сил; совершенствование системы управления, переход к военно-территориальной структуре; создание системы подготовки резерва; совершенствование системы военного образования и подготовки военных кадров, создание и развитие военно-научной базы; повышение престижа военной службы; гуманизацию военно-служебных отношений.

В следующей Военной доктрине - 2007 года одним из основных направлений развития ВС РК было определено обеспечение реальной самостоятельности войск региональных командований в вопросах решения задач военной безопасности в установленных зонах ответственности и создание самодостаточных группировок войск на стратегических направлениях.

На этой основе, с учетом анализа возможностей страны, были пересмотрены основные принципы планирования применения казахстанских Вооруженных сил: переход от линейной тактики к ведению точечных операций; самодостаточность группировок войск; высокая скорость управления и информационное превосходство; техническая оснащенность по лучшим мировым стандартам.

Одновременно с разработкой нормативной правовой базы новой армии нового государства проводилась кропотливая работа по формированию облика и структуры национальных Вооруженных сил, их органов управления.

- Вы сказали, что все военные структуры, дислоцировавшиеся на территории республики, были переданы под юрисдикцию Казахстана. Но, по сути, это была формальная передача - многие военные тогда предпочли вернуться на историческую родину, а офицеров-казахов в Советской армии тогда было, мягко говоря, не много...

- Не согласен с формулировкой, передача была фактической, другое дело, что много военных действительно выехало за пределы страны. Это действительно было. К концу 1991 года на территории Казахстана находилась группировка войск Вооруженных сил СССР общей численностью порядка 200 тыс. человек. Состав и характеристику этих войск обрисовал наш первый министр обороны, генерал армии, Герой Советского Союза, Халық Қаһарманы Сагадат Нурмагамбетов: «В республике была сосредоточена большая группировка войск стратегического назначения, а именно: две дивизии стратегических ракет; дивизия стратегических бомбардировщиков; 40-я общевойсковая армия в составе нескольких дивизий, в том числе танковой; авиационный корпус; корпус ПВО; дивизия раннего обнаружения ракет, большое количество военно-строительных частей и авиаполк, обслуживающие космодром Байконур; различные испытательные центры и полигоны (Сары-Шаган, Эмба, Семипалатинский испытательный центр, остров Барса-Кельмес в Аральском море) и ряд других частей.

Очень остро стоял кадровый вопрос. В период активной миграции военнослужащих разных национальностей Казахстан остался без достаточного количества военных специалистов. В самый ответственный период создания нашей армии многие офицеры, служившие в Казахстане, приняли решение продолжать службу в вооруженных силах других государств СНГ или уволиться в запас. За два с половиной года, с мая 1992 года по январь 1995 года, убыль офицеров достигла критического уровня - 89% от списочного состава».

Как видим, молодая армия Казахстана тогда вплотную столкнулась с проблемой кадрового голода. Укомплектованность офицерами основных соединений и частей к концу 1993 года колебалась в пределах 50-60%, некоторые полки были укомплектованы на 40%, а мотострелковый полк в Георгиевке - всего на 27%.

В Ушаральском гвардейском мотострелковом полку в течение 1992-1995 годов убыли командир, начальник штаба, заместители командира по вооружению, по воспитательной и социальной работе; начальники служб: вещевой, продовольственной, горюче-смазочных материалов, радиационной, химической и бактериологической защиты. В Алматинском мотострелковом полку в батальонах не было ни одного начальника штаба, ни одного заместителя командира батальона. Должности начальников служб полка и должности командиров танковых рот были вакантными.

Только благодаря оперативным и эффективным мерам Минобороны РК, благодаря генералам и офицерам, не покладая рук строившим молодую армию, их неординарным решениям, нам удалось не только переломить ситуацию и сохранить Вооруженные силы, но и создать плацдарм для дальнейшего развития.

- Мурат Жалелович, Вы командуете, по Вашему же выражению, главной ударной силой казахстанской армии. Почему Сухопутные войска так обособлены?

- Во-первых, в силу особого географического положения Казахстана. Во-вторых, мировой опыт свидетельствует, что, несмотря на стремительное развитие других видов вооруженных сил, сухопутные войска, по-прежнему, являются доминирующим видом и составляют костяк ведущих армий мира: в США - 46%, Великобритании - 48%, Германии - 69%, Китае - 70%.

Первым шагом в создании будущих Сухопутных войск Казахстана, безусловно, стало образование 1 ноября 1992 года на базе соединений и частей 32 армии бывшего Туркестанского военного округа первого Армейского корпуса со штабом в Семипалатинске.

После этого было «сломано» немало копий, реорганизовывались одни, передислоцировались другие, создавались третьи части. Впервые понимание того, что в составе ВС РК должны быть Сухопутные войска - как вид, с соответствующими задачами и полномочиями - пришло в 1996 году. И 19 июля была издана директива министра обороны о формировании управления Сухопутных войск ВС РК.

Сегодня Сухопутные войска имеют в своем составе войска четырех региональных командований, Аэромобильные войска, Ракетные войска и артиллерию, специальные войска, а также соединения и части тылового и технического обеспечения, медицинские учреждения.

Доля воинов-сухопутчиков среди всего личного состава Вооруженных сил составляет: офицеров - 36%, военнослужащих по контракту - 54%, солдат срочной службы - 82%.

- Какие задачи стоят перед казахстанскими военными сегодня, когда страна уже заявила о себе на мировой арене, когда мы уже хорошо знаем, кто наши стратегические партнеры, кто друзья, а кто может представлять угрозу?

- Основными задачами Сухопутных войск остаются: поддержание готовности войск для отражения агрессии, вооруженная защита территориальной целостности и суверенитета Республики Казахстан, охрана и оборона государственных и военных объектов, оборона Государственной границы на суше, а также выполнение миротворческих и других задач. В той или иной степени все это относится ко всем родам войск.

Военным руководством страны определено, что для решения новых задач Сухопутные войска должны обладать высокой мобильностью и боевыми возможностями по ведению активных боевых действий при любом варианте развязывания  вооруженных конфликтов с любым возможным противником, будь то регулярная армия или иррегулярные формирования.

Министр обороны жестко требует обеспечить своевременное и непременно на высоком методическом уровне проведение всех мероприятий командирской учебы. На переднем плане должны стоять вопросы тактической зрелости, а это требует проводить занятия чаще в поле, на полигоне. Важно быстро воспринимать и энергично внедрять в практику Сухопутных войск все передовое в военном деле, боевой опыт последних локальных войн и вооруженных конфликтов, вырабатывать и применять более эффективные приемы и способы действий войск, учиться принимать нестандартные решения, добиваться победы с наименьшими потерями.

Главная цель развития Сухопутных войск - создание обладающих достаточным потенциалом сдерживания, боеготовых и способных к развертыванию в установленные сроки органов управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Сухопутных войск, которые имели бы оптимальный состав, структуру и численность, были способны противостоять военной угрозе для страны. Вместе с тем, Казахстан по-прежнему придерживается дружественной политики, линии ненападения и выступает против силовой политики и гонки вооружений.

- Как лично Вы воспринимаете 20-летние казахстанской армии?

- 20-летие Вооруженных сил - это важный рубеж, позволяющий проанализировать этапы становления и развития казахстанской армии, подвести некоторые итоги и уточнить задачи на будущее.

Это та точка, с которой отчетливо видно, что молодая армия нового суверенного государства сумела преодолеть все: стремительный отток офицерского состава, отсутствие оснащения новыми видами вооружения и военной техники, разрушение объектов инфраструктуры, падение до критического уровня престижа военной службы, проблемы комплектования, боевой и мобилизационной подготовки, всестороннего обеспечения войск.

- Мурат Жалелович, Вы руководите большим количеством военнослужащих, для многих Вы - знаковая фигура, что бы Вы хотели сказать сегодня своим сослуживцам и подчиненным?

- Я хотел бы поздравить боевых друзей с праздником! Новых успехов нам в благородном воинском труде во благо нашей Родины - Республики Казахстан! Очередных свершений казахстанской армии под руководством Верховного главнокомандующего Вооруженными силами! Крепкого здоровья  нашему  Елбасы!

Автор: Аскар Бимендин

Национальное информационное агентство «КазИнформ»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 12
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.150 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>