Ќовости  азахстана
»нформационный портал
  Locman.kz –азмер шрифта ¬верх

ѕопул€рное сегодн€


–еклама партнЄров


Error: Incorrect password!
Error: Incorrect password!

—ейчас читают


–еклама посетителей

 алендарь новостей

–азмер шрифта

ѕрогноз погоды


 урс валют
¬алюта ѕокупка ѕродажа
$
P


"ƒоверие граждан Ц прежде всего" - интервью с зам генпрокурора –  Ќ.»саевым



"ƒоверие граждан Ц прежде всего" - интервью с зам генпрокурора –  Ќ.»саевым


»сключительное обеспечение прав и свобод граждан, строгое исполнение законов и укрепление правопор€дка. »менно на это, как отмечает глава государства в своей статье Ђѕлан нации Ц путь к казахстанской мечтеї, должна быть нацелена правоохранительна€ система страны. ќ том, как на практике будет обеспечиватьс€ решение задач в рамках второго направлени€ ѕ€ти институциональных реформ, наш разговор с заместителем √енерального прокурора –  Ќурмаханбетом »саевым. ќб этом пишет " азахстанска€ правда".
Ц Ќурмаханбет ћолдалиевич, в рамках реализации ѕлана нации в нынешнем году вступил в силу «акон Ђќ ¬ысшем судебном советеї. ¬несены изменени€ в  онституционный закон Ђќ судебной системе и статусе судейї, ”головно-процессуальный кодекс. –асскажите подробнее, как отраз€тс€ нововведени€ на правосудии  азахстана.
Ц »нициированные ѕрезидентом реформы, в том числе и в правоохранительной системе страны, нацелены на преодоление кризисных €влений и дальнейшую модернизацию государства. » эту мысль в очередной раз глава государства озвучил в статье Ђѕлан нации Ц путь к казах≠станской мечтеї. ’очу сказать, что мы всецело поддерживаем ключевые направлени€ реформ, которые призваны обеспечить права и свободы граждан, строгое исполнение законов и укрепление правопор€дка. ѕоэтому стратегическим приоритетом дл€ нас на предсто€щий период будет полноценна€ реализаци€ поручений √лавы государства.
«ащита конституционных прав граждан в уголовном процессе Ц стержневое направление прокурорского надзора. ¬едь именно на данном участке чаще всего нарушаютс€ конституционные права человека. ѕоскольку € курирую это направление надзора, хотел бы остановитьс€ на изменени€х, касающихс€ усилени€ судебного контрол€ и роли прокурора в досудебном процессе. ¬ этом мы следуем опыту развитых стран ќЁ—–, где все гарантии соблюдени€ прав участников уголовного процесса обеспечиваютс€ судом и прокурором.
  примеру, если во ‘ранции, »талии или √ермании человека задержат по подозрению в совершении преступлени€, то первым законность задержани€ провер€ет прокурор. ¬ результате освобож≠даютс€ тыс€чи людей. ≈сли же прокурор поддержал ходатайство следовател€ о заключении лица под стражу, есть еще второй фильтр Ц судебный, в ходе которого человек также может быть освобожден, если следственный судь€ признает недостаточными основани€ дл€ его ареста.
»менно такой механизм с 1 €нвар€ наступившего года предусмотрен и при санкционировании следственным судьей обыска, выемки, осмотра и личного обыска. Ёто общемирова€ практика.
Ц “о есть все эти следственные действи€ будут теперь проводитьс€ с санкции суда?
Ц —овершенно верно. —леду€ пункту 22 ѕлана нации Ђ100 конкретных шаговї, мы реализовали поэтапную передачу их санкцио≠нировани€ суду. »сключением €вл€ютс€ негласные следственные действи€, то есть прослушивание телефона, перехват сообщений... ќни не затронуты последними изменени€ми, и их проведение, как и прежде, возможно лишь с санкции прокурора. ќднако уже в ближайшем будущем они также будут производитьс€ с санкции суда.
¬се эти нововведени€ введены дл€ усилени€ защиты прав человека. Ќа это же направлено и расширение полномочий защитника (адвоката) в новом ”головно-процессуальном кодексе, который кардинально изменил уголовное судопроизводство.
Ц ћежду тем новый ”головно-процессуальный кодекс в стране был прин€т еще в начале прошлого года. Ёффективней ли стала работать модель уголовного судопроизводства в республике?
Ц ¬ообще-то подготовка к созданию этого документа началась еще в 2011 году с наведени€ пор€дка в учетно-регистрационной дисциплине, повышени€ оперативности прин€ти€ решений и прекращени€ незаконной практики дополнительных проверок, иногда многократных, без возбуждени€ уголовных дел, как того требовал закон. Ѕыл прин€т р€д других болезненных как дл€ органов, так и дл€ прокуроров мер. —ейчас, конечно, все это кажетс€ обыденной, рутинной работой, но тогда все нововведени€ воспринимались как шокова€ терапи€. ѕо каждому из пунктов были серьезные споры. » нам приходилось последовательно отстаивать свою позицию.
¬ итоге сегодн€ мы можем уверенно сказать, что нова€ модель на практике доказала свою эффективность. Ќеразрешенных вопросов, которые бы мешали нормальному осуществлению досудебного производства, что называетс€ Ђв штатном режимеї, у нас нет. ѕравда, были вопросы с возвращением уголовных дел судом на дополнительное расследование, несмотр€ на то что новым кодексом это не предусмотрено.
Ќо буквально на прошлой неделе мы обсудили этот вопрос с судь€ми и прокурорами областей в ¬ерховном суде, который полностью нас поддержал и потребовал исключить факты возвращени€ дел судами. »з здани€ суда человек должен выйти либо осужденным, либо оправданным. “ретьего не дано.
Ц  акое изменение вы считаете главным?
Ц Ќа мой взгл€д, самым важным €вл€етс€ кардинальное изменение начала уголовного процесса. —егодн€ регистраци€ сообщений о преступлении в ≈дином реестре Ц и есть начало досудебного расследовани€.
¬вед€ новую модель досудебного расследовани€, мы раз и навсегда искоренили былую порочную практику, когда людей мес€цами сначала опрашивали в ходе доследственной проверки, а потом снова допрашивали в ходе следстви€. Ќо здесь есть один немаловажный нюанс. ћногие путают начало досудебного расследовани€ с уголовным преследованием.
Ёто совершенно разные вещи. Ќачало досудебного производства ни при каких обсто€тельствах не должно ущемл€ть каких-либо прав того или иного лица и тем более не должно €вл€тьс€ обсто€тельством, даже в малейшей степени свидетельствующим о причастности конкретного лица к совершению преступлени€, пока не будет официально выдвинуто обвинение прокурором и дело не попадет в суд. Ёто общемирова€ практика, и мы должны придерживатьс€ ее не на словах, а на деле.
Ц ƒействительно, это проблема практического характера, решение которой важно дл€ граждан...
Ц ≈сть р€д и других вопросов, решение которых также пойдет на благо людей. ѕриведу простой пример. —ейчас вышесто€щий орган любое дело в любое врем€ и по любым основани€м, а зачастую и без них, может забрать себе. » ”ѕ  это позвол€ет. ƒопустим, дело изначально расследует –ќ¬ƒ, надзор осуществл€ет прокурор района, дает по нему письменные указани€ следователю, а через некоторое врем€ дело забирает ƒ¬ƒ. ѕри этом надзирающий прокурор об этом может даже не знать!
ѕроблему также представл€ет широкое распространение случаев, когда конкретно по одному делу следователи мен€ютс€ Ђкак перчаткиї. Ќачальник захотел Ц забирает и передает другому следователю, затем Ц третьему. » никаких постановлений. Ёто порождает безответственность, волокиту, многочисленные жалобы участников процесса, и, как правило, некачественное исполнение указаний прокурора. Ќо € ответственно за€вл€ю, что мы знаем об этих вопросах и работаем над их решением.
Ц Ќа каких еще аспектах совершенствовани€ правоохранительной системы акцентируют внимание в вашем ведомстве?
Ц ¬ принципе, мы работаем по всем направлени€м. ќдно из важнейших касаетс€ разграничений по зонам ответственности. “ак, на мой взгл€д, район должен расследовать все дела небольшой и средней т€жести, а также очевидные т€жкие. ќбласть Ц межрайонные преступлени€, совершенные в двух и более районах, все дела о т€жких преступлени€х и некоторые особо т€жкие. ј уже центр должен брать на себ€ межрегиональные преступлени€, совершенные на территории двух и более областей страны, все дела об особо т€жких преступлени€х, в отношении определенной категории лиц. –азумеетс€, это предварительные варианты, и их еще надо глубоко проработать.
Ц ј что скажете про жалобы. ќни ведь тоже наверн€ка вызывают немало проблем.
Ц ≈сли в этом вопросе возникают проблемы, мы стараемс€ решать их в первую очередь. ƒл€ органов прокуратуры один из самых главных приоритетов Ц качество рассмотрени€ обращений граждан. ѕоскольку от этого зависит уровень довери€ населени€.
ќтвеча€ на ваш вопрос, скажу: проблемы в этой сфере есть, тем более что количество обращений существенно возросло.   примеру, в прошлом году надзирающими прокурорами рассмотрено 120 тыс€ч жалоб, что на 13 тыс€ч больше, нежели годом ранее. ¬прочем, тенденци€ ежегодного роста наблюдалась и в предыдущие периоды.
 роме того, обращени€ нами рассматриваютс€ не в общеустановленном пор€дке в течение одного мес€ца, а в соответствии с ”ѕ  в очень сжатые сроки Ц от 7 до 15 суток. ѕо отдельным же вопросам ответ требуетс€ дать и вовсе за трое суток. ѕоследнее касаетс€ нарушений закона при задержании, обыске, наложении ареста на имущество, признании подозреваемым, отстранении от должности, а также применении пыток, насили€, угроз, нарушении права на защиту... ѕоэтому мы прин€ли р€д практических мер, направленных на повышение довери€ населени€.
¬о-первых, прин€то указание √енерального прокурора, которым существовавша€ многолетн€€ бюрократическа€ дев€тиступенчата€ процедура рассмотрени€ жалоб сокращена до трех звеньев. “еперь ответы даютс€ прокурором района, потом Ц области, после чего сразу поступают в √енеральную прокуратуру.
¬о-вторых, если раньше по результатам рассмотрени€ жалоб давались просто письменные ответы, то сейчас прокуроры официально вынос€т постановлени€, где даютс€ ответы на все доводы за€вителей. ¬ результате повторные обращени€ снизились на 50%, поскольку за€вител€м стало пон€тно, почему те или иные их доводы не поддержаны.
“акже нами разработан образец обращени€ граждан прокурору, который вывешен в доступных местах, что существенно облегчает процедуру дл€ за€вителей. Ќе менее важен и тот факт, что на любой из стадии у участников уголовного процесса есть неотъемлемое право обжаловать действи€ или бездействи€ органа расследовани€ прокурору, а решени€ прокурора Ц вышесто€щему прокурору или в суд.
Ц ¬ каких случа€х граждане могут обращатьс€ с жалобами в суд?
Ц „то касаетс€ уголовного процесса, то любые жалобы могут быть направлены в суд, где их будет рассматривать следственный судь€. Ќо наши люди, как в советские времена, сразу пишут в √енеральную прокуратуру, ѕарламент, јдминистрацию ѕрезидента и так далее.
Ћично € рекомендовал бы граж≠данам сразу же обжаловать решени€ и действи€ прокурора и органов уголовного преследовани€ следственному судье, как это прак≠тикуетс€ во всем мире. ¬ ”ѕ  это предусмотрено статьей 106. “акой алгоритм позволит за€вител€м разрешать спорные вопросы на месте в срок от трех до дес€ти суток. —удами уже рассмотрено свыше 250 таких жалоб, из них 16% удовлетворены.
Ќа мой взгл€д, будущее Ц именно за такой формой обжаловани€ решений прокурора и следовател€. Ёто соответствует проводимой политике усилени€ судебного контрол€, его и надо развивать.
Ц —кажите, что еще нужно предприн€ть дл€ претворени€ в жизнь реформ, инициированных главой государства, в части, касающейс€ уголовного процесса?
Ц –анее в интервью вашей газете € подчеркивал, что многое зависит от того, готовы ли мы пойти на ломку укоренившейс€ практики работы органов уголовного преследовани€, прокуратуры и суда, мешающих новшествам. Ќо дл€ этого нужно не имитировать, а на деле реализовывать установки. Ќапример, до сих пор не выполнен ”каз ѕрезидента о сли€нии следственных и оперативных служб. ћ¬ƒ предложило осуществить это после прин€ти€ новых ”  и ”ѕ , но уже год как кодексы вступили в силу, а воз, как говоритс€, и ныне там.
ƒорожную полицию и патрульную службу за это врем€ ведь как-то объединили, а две неразрывные и тесно св€занные службы Ц следствие и криминальную полицию Ц мы до сих пор не можем заставить работать в унисон. ≈сли же это невозможно, то нужно предложить другое эффективное решение вопроса.
Ќа наш взгл€д, одним из таких решений в св€зи с передачей всех санкций от прокурора суду и введением института процессуального прокурора могла бы стать ликвидаци€ следователей в полиции. «а рубежом в полиции следователей нет, эти процессуальные действи€ выполн€ют прокуроры или по их поручению полици€ и другие вспомогательные службы.
√лавное, как отметил глава государства на одном из совещаний с руководител€ми правоохранительных органов, надо не спать, а действовать.
јвтор:  адиша Ќыгмет



»сточник: uralskweek.kz

ѕоделитесь с друзь€ми



 омментарии пока отсутствуют







Ќа главную
Ќазад
—ледующа€

ѕросмотров 21
–абота на дому


¬рем€ загрузки страницы 0.865 сек.
’остинг - –азработка - —опровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>