Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Досым САТПАЕВ: Власти проигрывают информационную войну



Досым САТПАЕВ: Власти проигрывают информационную войну

 

Досым САТПАЕВНа днях в Атырау арестованы десятки членов экстремистской группы, подозреваемой в подготовке серии террористических актов и насильственных акций. Вокруг города выставлены усиленные блокпосты, где круглосуточно дежурят спецназовцы в масках и дорожные полицейские. Среди населения посеяны паника, смута, люди напуганы, боятся терактов. Прокурор Атырауской области сообщил, что задержанные экстремисты уже испытывали мощность взрывных устройств. В ходе спецоперации один из членов экстремистской группы оказал сопротивление и был уничтожен. Что в действительности происходит  в этом регионе, кто стоит на стороне взрывников –  свое мнение по этим вопросам высказал нашему сайту директор «Группы оценки рисков» Досым САТПАЕВ.

Zakon.kz: – Досым, что сейчас происходит в Западном Казахстане?   В новостях сообщается, что в Атырау продолжаются аресты членов экстремистской группы, которую заподозрили в подготовке террористических актов  на территории ряда областей. Арестовано уже около тридцати человек, прокуратура не исключает, что число задержанных может возрасти. Во-первых, стоит ли верить официальной информации? Во-вторых, что это за люди, действительно ли они представляют угрозу Казахстану? Нашли ли у них какие-то карты, схемы, оружие, запрещенную литературу и другие доказательства?


Д. С.: – Если исходить из того, что уже известно, то в Атырауской области проходит классическая антитеррористическая зачистка территории по аналогии с тем, что мы часто наблюдали в соседней России, в том же Дагестане или Ингушетии. При этом ее масштабность действительно удивляет. Но обращает на себя внимание другое.

В отличие от актюбинских событий, сейчас правоохранительные органы более активны в информационном плане. По крайней мере, арестованных уже не называют членами организованной преступной группировки, а сразу причисляют к участию в террористической деятельности. Явно сказывается «актюбинский синдром», когда замедленная реакция местных властей плюс информационный вакуум вокруг тех событий нанесли не только серьезный репутационный удар по власти и силовым структурам, но и привели к смене регионального руководства. Поэтому во всем этом ажиотаже вокруг Атырауской области чувствуется как профилактическая работа силовиков, так и банальная перестраховка со стороны областного начальства, которое, кстати, довольно тесно связано с руководством Администрации Президента, несущего непосредственную ответственность за реализацию внутренней политики в стране.

Zakon.kz: – По оперативным данным, эта группа планировала проведение насильственных акций на территории Атырауской и соседних с ней областей. Что значит насильственные акции? Против кого или чего? Кто или что стоит за этим?

Д. С.: – Во-первых, отвечая на ваш вопрос, сразу хотел бы отметить, что атырауские события отнюдь не являются прецедентом для Казахстана, когда арестовывают людей по подозрению в подготовке к терактам не в каком-то там соседнем Узбекистане или Кыргызстане, а именно на территории нашей республики. Например, в апреле 2006 года была задержана группа, которая состояла из граждан Казахстана. У нее были обнаружены схемы изготовления и детали самодельных взрывных устройств, планы объектов подрыва в местах массового скопления людей и систем жизнеобеспечения, огнестрельное оружие, боеприпасы, значительное количество литературы, аудио- и видеоматериалы с пропагандой экстремизма под религиозными лозунгами.

В 2007 году в Южно-Казахстанской области были арестованы несколько членов, которые, по данным правоохранительных органов, представляли джихадистское крыло салафитов и готовили теракт в здании ДКНБ области. Как известно, через несколько лет это все-таки удалось сделать в Актобе. Интересно то, что тогда у арестованных был список сотрудников 3-го отдела управления ДКНБ с указанием фамилий и номеров служебных телефонов, а также схема месторасположения Южно-Казахстанского департамента КНБ.

В том же году сотрудники ДКНБ Карагандинской области задержали четверых приверженцев салафизма, которые, по официальной информации, собирались благодаря криминальной деятельности зарабатывать деньги для проведения «джихада» против казахстанских властей.

Аналогичный случай произошел в  2009 году, когда в Уральске был ликвидирован так называемый Джамаат «Саляфи-джихади», который также посредством криминальной деятельности тратил деньги на распространение радикальных идей, вербовку новых членов и на приобретение оружия. Интересно, что тогда никакого информационного шума по этому поводу не было. Как всегда, мифическая политическая стабильность в стране была превыше всего. Наверное, надо было ждать терактов в том же Актобе или открытое вооруженное столкновение спецназа с террористами, чтобы граждане страны поняли, что правоохранительные структуры созданы у нас не только для того, чтобы гонять торговцев с тротуаров.

Во-вторых, анализируя деятельность казахстанских экстремистских и террористических организаций, нам следует избегать узбекской модели решения этой проблемы. Там основной акцент изначально делался лишь на внешних факторах активизации экстремистских и террористических групп в Узбекистане, без учета большого количества внутренних проблем, которые расширяют социальную базу для распространения радикальных идей, в первую очередь, среди самих узбеков, особенно в Ферганской долине.

В Казахстане, как, впрочем, и в других странах Центральной Азии, за прошедшие двадцать лет появилось много разных протестных групп, состоящих из тех, кто считает себя чужими на этом празднике жизни. Большинство из этих групп пока пассивно, и ждет своего «часа Х». Другие более активны. И лишь немногие от слов переходят к делу с оружием в руках. Именно поэтому эффективность антитеррора зависит от точечного уничтожения не конкретной террористической группы, а первопричин ее появления.

Например, специфика западных регионов страны заключается в том, что большие нефтегазовые ресурсы продолжают соседствовать с депрессивными районами, где волну социального недовольства легко направить в нужную сторону, будь то идеи сепаратизма, национализма или же псевдорелигиозного экстремизма. Может быть, это и объясняет активность многих местных и иностранных «миссионеров» экстремистского толка именно в этой части Казахстана.

Zakon.kz: – Мирное население напугано, глядя, как на автотрассах и дорогах вокруг Атырау выставлены усиленные блокпосты – ограждения из мешков с песком, где круглые сутки дежурят сотрудники спецназа в масках и дорожные полицейские. В каких целях принимаются такие меры безопасности?

Д. С.: – Если исходить из того, что задолго до актюбинских событий мы уже находились в зоне значительных террористических рисков, то такие меры предосторожности выглядят вполне естественно, особенно на фоне сообщений о раскрытии очередной террористической организации.

Другой вопрос, что в глазах многих простых людей разрушился еще один миф о политически стабильном Казахстане, где долгое время террористы могли взрывать метро или захватывать школы только у наших соседей.

Zakon.kz: – Судя по комментариям пользователей нашего портала, среди населения западного региона посеяны паника, смута, страх.  В Актау, к примеру, упорно шли слухи о том, что якобы готовится серия терактов в школах, детских садах, в общественном транспорте, что будут взрывы, похищения детей. Говорят, подобная информация поступала на  сотовые телефоны, об этом говорили на улице, читали в  Интернете… Откуда эти слухи? Почему власти, в том числе Верховный муфтий, не выступят перед народом, не разъяснят внятно ситуацию, не успокоят людей?

Д. С.: – В этой ситуации власти явно проигрывают информационную войну. Кстати, не в первый раз. Вспомним недавнее землетрясение в Алматы, которое породило не меньше апокалипсических слухов на фоне информационной импотенции всех государственных структур, отвечающих за сейсмологию и чрезвычайные ситуации. Официальной информации давно уже не верят. Но неофициальная информация больше пугает и не дает ответов на многие вопросы. В результате люди барахтаются в информационной каше, пытаясь ухватиться за какое-нибудь правдоподобное информационное бревно, а роль бревна выполняет лишь «источник» ОБС (одна бабушка сказала), против которого явно бессильна вхолостую работающая информационно-пропагандистская машина государства.

Торгын НУРСЕИТОВА

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 18
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.957 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>