Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров


Error: Incorrect password!
Error: Incorrect password!

Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Конституция – это юридическая алгебра



Конституция – это юридическая алгебра

 

Конституция – это юридическая алгебраДесять лет назад коммерческие споры в Казахстане стали разрешаться по новым правилам. Произошло четкое разграничение подсудности дел судам общей юрисдикции и специализированным экономическим судам, которым доверили вершить судьбы игроков бизнес-поля. Именно Конституция явилась точкой отсчета изменения конфигурации третьей ветви власти. Насколько коснулась гражданского судопроизводства идущая в стране судебная реформа, наша беседа с председателем специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области Муратом Туганбаевым.

– Мурат Амангельдиевич, работа специализированного экономического суда, пожалуй, очень точно отражает состояние экономики, уровень ее развития. Экономика у нас на подъеме. А какова загруженность экономических судов?


– Наша практика – это зеркальное отражение процессов, происходящих в экономике. Мы рассматриваем споры, возникающие вследствие гражданско-правовых договоров, связанные с государственными закупками, налоговыми и таможенными спорами и так далее. У нас четкая классификация. Первое: дела, связанные с применением частного (или точнее гражданского) права. Это, так сказать, горизонтальные споры между самими предпринимателями. Второе: дела, основанные на применении норм публичного права, то есть вертикальные споры – предпринимателя с государством.

Если анализировать динамику, то очевидно, что по мере улучшения экономической ситуации дел определенных категорий становится больше. В прошлом году наблюдался всплеск споров между бизнесом и властью, связанных с государственными закупками. Если в 2009 году было рассмотрено 141 такое дело, то в 2010-м – уже 718. И это обусловлено объективными причинами. Согласно закону «О государственных закупках», потенциальные поставщики обжалуют в суде действия заказчика, организатора государственных закупок, допустивших нарушения их прав и законных интересов. И напротив, госорганы предъявляют иски о включении поставщиков в реестр недобросовестных участников государственных закупок. Кроме того, с 30 до 76 увеличилась доля земельных тяжб, с 32 до 85 – антимонопольных разбирательств, с 290 до 343 – дел о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с 19 до 42 – по корпоративным спорам.

– Прошло десять лет, как в Караганде и Алматы были созданы первые в республике специализированные экономические суды. Что из сделанного за эти годы вы считаете самой большой удачей?

– Сначала о реформе. О какой бы сфере мы ни говорили, точкой отсчета всегда будет Конституция. Скажем, свобода предпринимательской деятельности и защита собственности гарантированы Конституцией и крупному, и среднему, и мелкому предпринимателю. Но только читая Основной закон, рядовой гражданин уже может знать, какие его действия являются законными и какие права у него есть. В этом смысле Конституция – это в одно и то же время и букварь, и свод высших юридических правил, которые являются основой всей юридической алгебры. После ликвидации арбитражных судов сфера экономических споров не получала надлежащего правового разрешения. За разрешением конфликтов сторонам приходилось обращаться в районные суды общей юрисдикции. Но при нашей огромной территории без специализации судов не обойтись. Все-таки судейская специализация – это основа квалифицированного рассмотрения исков. Поэтому в ходе совершенствования судебной системы было принято решение – коммерческие споры отнести к компетенции специализированных судов. И в 2001 году на экспериментальной основе в Караганде и Алматы были сформированы экономические суды. Результаты деятельности оказались успешными. В 2002 году повсеместно во всех областных центрах были открыты специализированные межрайонные суды.

– Насколько сложны судебные процессы по экономическим делам?

– Наша работа требует разносторонних знаний. Каждый судья имеет углубленную специализацию по налоговым, корпоративным спорам, делам о несостоятельности юридических лиц и предпринимателей и другим сферам гражданско-правовых отношений. Свои выводы он строит на основании исследования документов. Так что при отправлении правосудия судья свободен от фактора «говорящих» доказательств, для него важнее документы. В этом случае над ним не довлеет человеческий фактор. Но если гражданин не согласен, то он вправе проверить законность решения в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. Таким образом, сегодня создан надежный правовой механизм исправления судебных ошибок.

– Споры в экономическом суде зачастую идут вокруг миллионов. Вы часто сталкиваетесь с подобными фактами, когда судья не устоял против предложения, от которого, как говорится, невозможно отказаться?

– Мне очень хотелось бы надеяться, что судейский аппарат, судейский корпус находятся вне этих явлений. Я больше верю, если можно так выразиться, в технологические методы снижения коррупции в судах, связанные с процедурой назначения. На мой взгляд, целесообразно было бы усилить квалификационные требования кандидатов в судьи. То есть ужесточить отбор, чтобы в судейское сообщество не попадали случайные люди. Это очень важный аспект.

– А сложно ли стать судьей экономического суда, по каким принципам отбираются кандидаты?

– Порядок отбора кандидатов в судьи един для всех. Судье должно исполниться не менее 25 лет, при этом требуется стаж юридической деятельности не менее 2 лет. Необходимо наличие высшего юридического образования. Человек сдает экзамен на должность судьи и получает право участвовать в конкурсе на занятие должности судьи. А результаты конкурса определяются Высшим судебным советом (ВСС). Если ВСС дал такую рекомендацию, тогда уже глава государства решает, назначать кандидата или не назначать.

– Мурат Амангельдиевич, вы наверняка слышали об инициативе депутатов мажилиса принять проект закона о банкротстве граждан. Как ожидается, такие дела предстоит рассматривать экономическим судам. Каково ваше мнение на этот счет?

– Трудно говорить о проекте закона, который еще не принят. В целом саму идею принятия такого закона поддерживаю, но нужно тщательно проработать законопроект. Насколько известно из комментариев в прессе, он значительно расширит возможности решения долговых споров между кредиторами и заемщиками – физическими лицами. Допустим, гражданин не смог рассчитаться по банковским или ипотечным кредитам, потерял работу или попал в другую кризисную ситуацию.

Как ожидается, в отношении этого должника новый закон позволит ввести такие процедуры, как реструктуризация задолженности. То есть ему будет предоставлена возможность рассчитаться с долгом. С другой стороны, могут быть и зло-употребления. Не желая рассчитываться с долгами, гражданин может объявить себя банкротом, обратившись в суд, который признает его таковым, долги спишут... Не знаю, какой именно будет процедура банкротства, но банки могут быть даже заинтересованы в этом. Полагаю, что с выходом закона о банкротстве граждан у кредиторов появится еще один рычаг. Но пока это только предположения, давайте дождемся официального документа.

Наталья АБСАЛЯМОВА, Астана

 

 

Сайт газеты «Экспресс К»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 9
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.319 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>