Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Тариф в интересах экономии



Тариф в интересах экономии

 

 В Казахстане вводятся дифференцированные тарифы на свет и воду

В одном из своих предыдущих номеров «Литер» опубликовал материал о том, что возмущенные дифференциацией тарифа на электроэнергию жители Алматинской области подали в суд на Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ).


В АРЕМ оперативно отреагировали на наш критический материал и дали свое разъяснение. На вопросы нашего корреспондента отвечал заместитель председателя АРЕМ Анатолий Шкарупа.

– Анатолий Валерьевич, хотелось бы услышать вашу версию произошедшего судебного процесса в Талдыкоргане, что вызвало возмущение у жителей Алматинской области?

– Я сам был участником этого судебного процесса. Конфликтная ситуация, дошедшая до суда, возникла из-за того, что потребители не до конца поняли суть и смысл введенных нами дифференцированных тарифов на электроэнергию по объемам потребления. В своем исковом заявлении жители Алматинской области стали ратовать за отмену установленного ограничения в 70 кВт/ч.

Но когда присутствующим в зале разъяснили, что при увеличении порогового значения тариф будет выше, и раскрыли выгоду от установленной величины в 70 кВт/ч, напряжение было снято. И в итоге мы заключили мировое соглашение. Таким образом, утвержденные департаментом агентства и местным исполнительным органом величины потребления электрической энергии и, соответственно, тарифы остались в силе.

– Думаю, нелишне будет еще раз разъяснить суть дифференцированного тарифа. Ведь он, как известно, введен не только в Алматинской области.

– Вот уже порядка двух лет вся наша страна рассчитывается за потребленную электроэнергию по таким тарифам. Суть этого понять несложно: больше потребляешь – больше платишь. В каждом регионе своя величина потребления кВт/ч на человека. Чтобы ее рассчитать, создавались рабочие группы, куда входили представители местных исполнительных органов, общественности, научные деятели. Вместе с ними, исходя из среднего фактического потребления на одного человека, мы отрабатывали «пороговое значение» объема потребления электроэнергии на одного потребителя. В итоге утверждены величины, при превышении которых применяется более высокий тариф. Соответственно, в пределах установленных величин потребление оплачивается по тарифу ниже среднего. К примеру, в Астане – 70 и 90 кВт/ч на человека в месяц соответственно с электроплитами и без электроплит.

Это одно из тарифных решений проблемы энергосбережения, которая актуальна не только для Казахстана, но и для многих стран мира. И во многих странах используется аналогичная система тарифных стимулов. В качестве примера – Китай, Япония, ОАЭ.

И сегодня, если вести речь о Казахстане, энергосбережение – это наш большой резерв, который мы потихоньку начинаем исследовать и открывать новые направления по его использованию. Экспертами доказано, что 1 тенге, вложенный в энергосбережение, намного эффективнее, чем аналогичные инвестиции в строительство новых электростанций. В этой связи, чтобы энергосбережение было реализовано на деле, а не на словах, мы ввели дифференцированные тарифы на электроэнергию и продолжаем углублять их с целью создания действенного инструмента для энергосбережения.

Наша задача состояла в том, чтобы создать для потребителя такой тариф, при котором ему привлекательно было бы ходить и выключать свет и воду. Скажем, отключать даже те приборы, которые просто включены в розетку, так как они все равно потребляют электричество.

– Учитывая то, что введение новых механизмов взаиморасчетов, затрагивающих практически все население Казахстана, требует детальной проработки, расскажите, как на практике агентство внедряло новые тарифы?

– Первое, с чего все начинается, – это законодательная проработка вопроса. На сегодня есть требование законодательства, есть подзаконные нормативно-правовые акты, которыми полностью регламентирована процедура. Для того чтобы процесс был открытым, на местном уровне по инициативе агентства были созданы рабочие группы, на которых обсуждался вопрос, какой объективно должна быть величина потребления. Эта величина в разных регионах разная, хотя отличие небольшое. Но в большинстве было принято, что пороговой станет величина в 70 кВт/ч на человека в месяц в газифицированных домах и 90 кВт/ч в тех домах, где проектом предусмотрено использование электроплит.

Важно понять, что эта установленная величина – пороговое значение, никто никого не ограничивает в потреблении электричества. Просто до 70 киловатт-часов тариф за электроэнергию будет дешевле среднего тарифа, а каждый кВт/ч сверх установленной величины обойдется потребителю на 20 процентов дороже среднего тарифа.

Применение такой тарифной системы стимулирует потребителя контролировать, сколько он перебрал электроэнергии, и волей-неволей экономить электричество, воду. Принцип таков: если хочешь платить по маленькому тарифу – экономь, а если не хочешь – то будешь платить по повышенному тарифу.

И такой подход в рамках политики энергосбережения мы внедрили во всех регионах Казахстана, кроме Акмолинской области, где работа с местным исполнительным органом продолжается.

Такой же механизм мы сейчас внедряем на воду. И это был осознанный и обоснованный выбор. К примеру, в Европе, чтобы стимулировать потребителей экономить, пошли по пути резкого роста тарифов, что для нас неприемлемо.

Мы пошли более мягким путем – ввели дифференцированные (в мировой практике – ступенчатые) тарифы. Предусмотрено пошаговое изменение цен в зависимости от объемов потребления электроэнергии, так как у нашего населения не такие доходы, как в Европе.

– Параллельно с дифференцированными тарифами на электроэнергию по объемам потребления применяются и дифференцированные тарифы по зонам суток…

– Да, законодательством об электроэнергетике предусмотрен еще один механизм, который затрагивает как физические, так и юридические лица. Речь идет о дифференциации тарифов на электроэнергию по зонам суток, или зональных тарифах. Основная задача данных тарифов – снизить объем потребления в часы максимума нагрузок энергосистемы и, соответственно, снизить объем необходимых резервов электрической мощности и стоимость самой электрической энергии.

Юридические лица по закону обязаны оплачивать по зональным тарифам, физические же лица имеют право выбора между зональными тарифами и тарифами, дифференцированными по объемам потребления. При этом ночной зональный тариф на электроэнергию в 2–4 раза ниже дневного. И если физическому лицу выгодно, он будет потреблять электроэнергию в часы экономного потребления, то есть с 23.00 до 7.00. Юридические лица, для которых предусмотрено применение трехставочного зонального тарифа (ночь, день и пик нагрузки), могут перевести свои смены или определенную часть работы с вечернего времени на день или ночь и оптимизировать свои расходы.

– В последнее время идет много разговоров об автоматизированной системе контроля учета электроэнергии (АСКУЭ). Она уже применяется в Казахстане?

– Еще одно направление энергосбережения – это технические возможности ухода от неизбежных потерь, на что и направлено внедрение АСКУЭ. АСКУЭ – это комплекс, куда входят и приборы учета (как правило, обеспечивающие передачу данных), и система управления, и сам программный продукт.

В этом плане очень поучителен опыт Жамбылской области, которая первой в Казахстане внедрила такой проект. Там этим занимается частная компания, которая только в прошлом году установила 20 тысяч счетчиков, которые, в свою очередь, позволяют оперативно передавать данные о фактическом потреблении, небалансах (хищениях) и потерях электроэнергии в сетях. И здесь, что немаловажно, исключается человеческий фактор, выраженный как в неправильно выставленных счетах, так и в элементарном сговоре с контролером.

– Но на установку приборов нужны средства, не ляжет ли это на плечи людей?

– В той же Жамбылской области вопрос установки решился за счет высвобождения денежных средств в результате устранения потерь в сетях. То есть не за счет тарифа. Кстати, срок окупаемости АСКУЭ после внедрения – два-три года. Это хороший проект, который дает прибыль. А для региональных сетевых компаний борьба с потерями без технического оснащения – это зачастую борьба с ветряными мельницами. Поэтому в инвестиционных программах, которые обязательны при утверждении тарифов, внедрение АСКУЭ нами рассматривается как приоритетное мероприятие.

– В регулируемом вашим ведомством секторе есть предприятия, которые уже сейчас можно ставить в пример другим?

– Несомненно. У нас есть положительный пример частного вида собственности. Начиная с 2003 года в Южном Казахстане довольно эффективно функционирует ТОО «Водные ресурсы Маркетинг». Это хорошо зарекомендовавшее себя частное предприятие. Оно работает по инвестиционным тарифам, каждые три года их уровень пересматривается, определяются новые предельные уровни. Утверждены среднесрочные инвестиционные программы, понятны перспектива и окупаемость вложений. И сейчас этот водоканал считается одним из лучших в республике.

Есть другая модель – государственного предприятия, которая может эффективно функционировать, в том числе при поддержке региональных властей. Так, при содействии акимата Алматы работает водоканал «Холдинг Алматы Су», включающий в себя три предприятия – по очистке, подаче воды и канализации. Этот холдинг финансово устойчив, повышается надежность его работы, снимаются ограничения по подключению новых потребителей.

– Анатолий Валерьевич, следует ли до конца года ожидать очередного роста тарифов, после того, как вы объяснили им, что такое дифференцированный тариф и для чего он нужен?

– По электроэнергии основной рост тарифов уже произошел, это было в январе-феврале текущего года. Основные причины – рост стоимости электроэнергии на станциях в рамках реализации долгосрочной политики «тариф – в обмен на инвестиции» и реализация сетевыми компаниями инвестиционных программ. Что касается воды и тепла, то здесь произойдет незначительный рост, в среднем 10 – 11 процентов. При этом хочу отметить, что тарифы на коммунальные услуги будут меняться в рамках уровня вклада регулируемых услуг в инфляционный коридор 2011 года, одобренный советом по экономической политике. На сегодняшний день данный вклад определен на уровне 1,58 процента при плановой инфляции в 6 – 8 процентов.

 

Кульпаш КОНЫРОВА, фото Советбека Магзумова, Астана

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 8
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.537 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>