Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров


Error: Incorrect password!
Error: Incorrect password!

Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Сила притяжения



Сила притяжения

 Вклад Казахстана в космонавтику в ближайшие годы будет расти.

50-летие мировой космонавтики – это еще и 20 лет истории независимого Казахстана. Хотя полвека назад с казахстанской земли человечество впервые сделало первый шаг к звездам, наша страна продолжает вносить свой вклад в развитие глобальной космонавтики.


Более того, в ближайшие годы роль Казахстана усилится, из-за того что в США временно приостановят пилотируемые полеты. От нашей республики будет зависеть ни много ни мало – жизнеспособность МКС, проект, в котором участвуют 23 государства. В начале 90-х годов Казахстан не дал погибнуть Байконуру, и этот уникальный объект оказался отзывчивым. Благодаря «звездным вратам» в степи мы входим в пул тех стран, которые не ограничивают свое развитие сугубо земными заботами. Сейчас на финишной стадии подготовка к запуску «КазСат-2», а также строительство сборочного предприятия по производству спутников в Астане. Это не только дополнительные рабочие места, но и вклад в инновационное развитие Казахстана.

Ровно 50 лет назад с казахстанской земли человечество сделало первый шаг в космос. Это потом была высадка американцев на Луну и обитаемые орбитальные станции. Но даже сегодня, полвека спустя после гагаринской фразы «Поехали!», казахстанская земля остается главной космической гаванью Земли. В 2010 году в мире было запущено 74 ракеты, из них 24 старта пришлись на Байконур. В июне этого года, после старта шаттла «Атлантис», в США временно прекратятся пилотируемые полеты – до тех пор, пока не появится новый корабль «Орион». Поэтому от работоспособности Байконура будет зависеть жизнеспособность Международной космической станции.

В начале 90-х годов казахстанские власти не дали погибнуть уникальному объекту на своей земле, а у железа и бетона тоже оказалась отзывчивая душа. Байконур теперь помогает развивать космическую отрасль независимого Казахстана. А это – инвестиции в будущее, ведь тот, кто сегодня вкладывает средства в развитие космоса, завтра пожнет плоды. Но как это все будет выглядеть? Об этом газета «Литер» решила поговорить с заместителем председателя Национального космического агентства доктором технических наук Мейрбеком Молдабековым, стоявшим у истоков создания нашей космической отрасли.

– Мейрбек Молдабекович, позвольте для начала поздравить вас теперь уже с Международным днем космонавтики. Не можете ли вы вспомнить, где застала вас весть о полете Юрия Гагарина в космос? И как повлияло это событие на выбор вашей будущей профессии?

– Спасибо. Весть о полете Юрия Гагарина в космос застала меня, когда я учился в школе. В принципе, советская общественность в то время была настроена на новые достижения в освоении космического пространства, чему способствовала активная пропаганда достижений СССР в области космической науки и техники, начиная с запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года. Тем не менее известие о полете в космос первого человека было ошеломляющей новостью, вызвавшей бурную реакцию по всей стране. Космическая тема буквально вторглась в нашу жизнь, еще бы, что ни неделя, то новый запуск, новые фотографии покорителей космоса в газетах. Ее обсуждали дома, на кухнях, в школе, от мала до велика.

Я хорошо ладил с математикой и физикой, увлекался книжками о героях-летчиках Покрышкине, Кожедубе, нашем Талгате Бигельдинове, о конструкторах авиационной техники Ильюшине, Яковлеве, Туполеве. После полета Юрия Гагарина все пацаны «заболели» моделированием ракет, в том числе и я. Мастерил и запускал бумажные ракеты, двигатели которых делал из цилиндрической алюминиевой баночки с крышечкой для детских диафильмов, а в качестве топлива использовалась сама пленка от этих диафильмов. Одним словом, видел себя в будущем инженером. А вот специальность «автоматика и телемеханика», связанную с созданием управляемой на расстоянии автоматической техники, я выбрал под влиянием интереса к космической технике.

– Помнится, на Байконуре, и я был тому свидетель, с большой помпой отмечали 30-летие полета Юрия Гагарина в космос. Тогда впервые военные открыли «ворота» Байконура и многие жители пустынных сарыозеков без всяких пропусков могли попасть в особо охраняемую зону и воочию увидеть циклопические корпуса сборочно-монтажных комплексов и сами ракеты. Как будет отме- чаться полувековой юбилей? Намечает ли какие-то мероприятия, приуроченные к этому событию (как-то выставки, чтения, конференции), ваше агентство?

– И полувековой юбилей полета Гагарина на Байконуре отметят с большим размахом, наряду с традиционными в этот день мероприятиями будут проведены мероприятия международного масштаба: спортивные соревнования, международные конференции с участием крупных политиков и специалистов в области космической техники. Наше агентство провело международную научно-техническую конференцию, посвященную 50-летию полета Юрия Гагарина, выпустило памятную медаль. Председатель агентства, Халык Кахарманы Казахстана и Герой России Талгат Мусабаев примет участие в торжествах, посвященных этому событию, в Москве.

– Вернемся, однако, к прозаическим будням. Мейрбек Молдабекович, вы стояли у истоков создания космической отрасли Казахстана. Не в порядке критики хочу спросить, почему многие многообещающие идеи (например, о создании на заре суверенитета Казахстана компании по запуску конверсионных ракет, СП «Аэлита» и др.) так и не удалось реализовать? Не хватило воли, средств, хороших менеджеров?

– На мой взгляд, здесь имело место стечение нескольких обстоятельств. Во-первых, отсутствие в тот период необходимой правовой базы, позволяющей в новых условиях распада СССР и появления на его месте независимых государств регулировать взаимодействие участников проекта по запуску конверсионных ракет. Во-вторых, экономический кризис, галопирующая инфляция создали большие трудности в финансировании проекта. В-третьих, отсутствие необходимого числа специалистов для обслуживания имеющихся в Казахстане конверсионных ракет вынудило нас отказаться от дальнейшего использования этих ракет.

– Когда будет запущен долгожданный «КазСат-2»? Повышена ли его надежность по сравнению с предшественником? Устраивает ли в полной мере его орбита интересы Казахстана? Кто будет делать «КазСат-3»?

– Спутник связи и вещания «КазСат-2» планируется запустить в июне этого года. Перенос даты запуска на более поздние сроки связан, во-первых, с тем, что с учетом отказа спутника «КазСат-1» была доработана система управления аппаратом, ряд приборов системы управления был заменен на более надежные западного производства. На это потребовался примерно один год. Во-вторых, в ходе дополнительных испытаний готового спутника были обнаружены отдельные дефектные детали, что потребовало замены соответствующих приборов, доработки программного обеспечения. На это потребовалось примерно полгода. Все эти меры были направлены на повышение надежности спутника «КазСат-2».Что касается точки стояния спутника «КазСат-2» на геостационарной орбите, она в полной мере устраивает интересы пользователей в Казахстане.

На оказание услуг по созданию спутника «КазСат-3» дважды объявлялся открытый международный конкурс. По их итогам на получение контракта на создание этого аппарата претендует российская компания АО «Информационные спутниковые системы», которая имеет большой опыт создания подобных спутников.

– Между Казахстаном и Россией в 2004 году было подписано соглашение «О развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур», в котором предусмотрено создание ракетно-космического комплекса (КРК) «Байтерек» на базе экологически чистой ракеты «Ангара». Сколько воды утекло с того времени, а сроки создания «Ангары» все время отодвигаются. Есть ли свет в конце тоннеля?

– Действительно, сроки создания космического ракетного комплекса (КРК) «Байтерек» ушли сильно вправо. Это связано в основном с задержками в проведении летных испытаний в России ракеты-носителя «Ангара», на базе которой создается КРК «Байтерек». Кроме того, из-за ошибок в первоначальном эскизном проекте КРК «Байтерек» пришлось менять место строительства стартового комплекса и принимать решение о строительстве отдельного технического комплекса. К сожалению, на сегодняшний день завершены лишь проектные работы по созданию КРК «Байтерек». По указанным выше причинам и в связи с инфляционным коэффициентом роста стоимости проектных, конструкторских и строительно-монтажных работ за период с 2004 по 2010 годы стоимость создания КРК значительно выросла. Отодвинулась также и дата ввода комплекса в эксплуатацию – до 2017 года. С учетом всего этого встал вопрос о дальнейшем продолжении работ по новой стоимости.

– Как проходит реализация соглашений, подписанных между французской компанией EADS Astrium и Казахстаном, о строительстве сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов (СБИК РК) и создании космической системы дистанционного зондирования Земли (КС ДЗЗ) РК? Как готовятся кадры для этого проекта?

– После нелегкой, длительной и кропотливой работы по подготовке и подписанию контрактов с французской компанией ЕАDS Astrium наконец-то пошла продуктивная работа. Надо отдать должное французским партнерам: после подписания контракта работа продвигается в тесном сотрудничестве и взаимопонимании. Работы идут по плану-графику. Первая партия казахстанских инженеров с января этого года начала проходить практическое обучение в конструкторском бюро и заводе-изготовителе космических аппаратов ДЗЗ по вопросам проектирования, изготовления, сборки и испытаний космических аппаратов. Другая группа наших специалистов прошла курсы обучения по приему, архивации и обработке космических снимков на соответствующем предприятии Франции. Начаты строительные работы по возведению зданий специального конструкторско-технологического бюро и сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов. Всего в рамках двух проектов, выполняемых французской компанией, пройдут обучение во Франции и получат практический опыт и навыки около ста казахстанских инженеров в области создания и применения космической техники.

– Может, пора Казахстану проводить на Байконуре более самостоятельную политику? К примеру, если есть у нас на космодроме своя пусковая площадка, то нельзя ли ее модернизировать, после чего приглашать страны, производящие ракеты-носители, но не имеющие своих космодромов, для запуска этих ракет. Будет ли когда-нибудь Байконур иметь статус международного космопорта?

– По существу, Байконур уже сейчас является международным космопортом, обеспечивающим реализацию программ США, Европейского союза, международных спутниковых организаций. Однако особенность этого космопорта в том, что он эксплуатируется только Россией, а Казахстан пока не принимает участия в этом. Исходя из реалий, с учетом масштабности Байконура Казахстану, на мой взгляд, выгоднее говорить о совместной с Россией эксплуатации. В этом направлении работа уже начата – в рамках межгосударственного соглашения идет реализация совместного проекта «Байтерек». В этой связи еще надо подумать, имеет ли смысл проводить на космодроме самостоятельную политику.

– Мейрбек Молдабекович, хотелось бы услышать ваше мнение о целесообразности отправки людей в космос. Навигация, связь, ДЗЗ – со всем этим хорошо справляются автоматы. Какие, на ваш взгляд, перспективы у пилотируемой космонавтики, которая сейчас находится на перепутье, и это все признают? Сколько можно бороздить околоземное космическое пространство, где новые великие цели и задачи?

– Пилотируемая космонавтика – это в первую очередь демонстрация высочайшего уровня качества и надежности созданной космической техники (пилотируемых кораблей и станций). Одновременно с этим во время пилотируемых полетов идут испытания и отработка в условиях космического пространства создаваемых новых узлов и систем космической техники. Несомненно, пилотируемая космонавтика – это также и демонстрация высокого уровня подготовки космонавтов к эксплуатации космической техники. Однако это представляет особую ценность в том случае, когда речь идет об эксплуатации космической техники собственного производства.

К сожалению, Казахстан еще не производит не только пилотируемые, но и автоматические космические корабли, поэтому речь не может идти о полетах наших пилотируемых кораблей, а может идти лишь о полетах наших космонавтов на кораблях других стран на Международную космическую станцию (МКС), созданную другими странами. По этой причине эффективность полетов наших космонавтов будет несравненно ниже эффективности полетов космонавтов тех стран, которые эксплуатируют и проводят испытания своих космических кораблей и станций (Россия, США, ЕС, Канада, Япония, Китай).

Что касается эффективности проведения научных экспериментов на МКС, говорить об их высокой отдаче также не приходится, так как на МКС нет научной аппаратуры, необходимой для проведения казахстанских космических экспериментов. Эту аппаратуру необходимо разработать, изготовить, испытать на Земле, а затем доставить на МКС еще до полета нашего космонавта, что потребует значительного времени и средств.

Из изложенного следует вывод о том, что для достижения великих целей необходимо пройти несколько этапов развития космической деятельности и создания отечественной космической техники. На первом этапе Казахстану нужно прочно встать на ноги в деле создания автоматических космических аппаратов, накопить необходимый опыт создания и эксплуатации автоматической космической техники, наработать достаточный научный потенциал для перехода в дальнейшем к созданию пилотируемой космической техники.

 

Сергей БОРИСОВ, Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 13
Работа на дому


Время загрузки страницы 3.434 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>