Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Сто вопросов и ответов



Сто вопросов и ответов

 

«Казахстанская правда» продолжает публиковать выдержки из брошюры «Внеочередные выборы Президента Республики Казахстан: вопросы и ответы», подготовленной докторами юридических наук, членами Конститу­ционного совета РК Виктором Малиновским и Аманжолом Нурмагамбетовым при непосредственной поддержке Института законодательства РК.

– Вправе ли кандидат в Президенты снять свою кандидатуру?


– Кандидат в Президенты в любое время до регистрации и за два дня до голосования может снять свою кандидатуру, обратившись с письменным заявлением об этом в Центральную избирательную комиссию.

– Вправе ли высший орган республиканского общественного объединения отменить свое решение о выдвижении кандидата в Президенты Республики Казахстан?

– Высший орган республикан­ского общественного объединения в любое время до регистрации и после нее может отменить свое решение о выдвижении кандидата в Президенты, обратившись с соответствующим представлением в Центральную избирательную комиссию.

Однако в качестве гарантии конкурентности и соревновательности Законом «О выборах» установлено следующее правило: в случае если по результатам выбытия кандидатов после окончания срока регистрации осталось менее двух кандидатов в Президенты, Центральная избирательная комиссия своим постановлением продлевает срок выборов.

– Возмещаются ли расходы, понесенные из республиканского бюджета, в случаях снятия кандидатом своей кандидатуры или отмены решения о выдвижении кандидата в Президенты РК?

– Если снятие кандидатом в Президенты своей кандидатуры или отмена решения о выдвижении кандидата произведены без вынуждающих к тому обстоятельств, Центральная избирательная комиссия вправе отнести на счет кандидата либо, соответственно, выдвинувшего его общественного объединения часть понесенных из средств республиканского бюджета расходов на проведение избирательной кампании.

– Освобождаются ли кандидаты в Президенты от работы и выполнения иных обязанностей на период избирательной кампании?

– Кандидаты в Президенты со дня их регистрации и до опубликования итогов выборов вправе освобождаться от работы, военной службы и воен­ных сборов.

Таким образом, кандидаты в Президенты сами решают, освобождаться от работы, военной службы и военных сборов на период избирательной кампании или нет.

– Освобождается ли действующий Президент РК, являющийся одновременно кандидатом в Президенты, от исполнения обязанностей Главы государства на период предвыборной кампании?

– Не освобождается. В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Конституции полномочия Президента республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента республики, а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента от должности либо его кончины. Согласно пункту 1 статьи 47 Конституции, Президент РК может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. Пунктом 2 статьи 47 Основного закона установлено основание, по которому Президент может быть отрешен от должности, – это совершение государственной измены. Данными конституционными нормами установлены также и процедуры принятия названных решений.

Иных способов освобождения от должности Президента РК в Конституции не предусмотрено.

– Какие установлены гарантии деятельности кандидатов в Президенты республики в ходе избирательной кампании?

– Кандидаты в Президенты со дня их регистрации и до опубликования итогов выборов не могут быть уволены с работы, переведены на другую работу или должность без их согласия, а также направлены в командировку или призваны на военные сборы.

Время участия кандидата в Президенты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до дня регистрации.

– Что такое предвыборная программа кандидата в Президенты Республики Казахстан и каково ее содержание?

– Каждый кандидат в Президенты республики имеет предвыборную программу своей будущей деятельности. Закон «О выборах» не устанавливает специальные требования к содержанию предвыборной программы.

На практике она включает основные направления будущей деятельности кандидата в Президенты республики в случае его избрания: в сфере экономики, политического и социального развития, внешних отношений, обороны, образования, культуры, совершенствования государственных органов и др.

Однако предвыборная программа не должна провозглашать идеи насиль­ственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, культ жестокости и насилия, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований.

В случае нарушения названных требований Центральная избирательная комиссия вправе отказать кандидату в регистрации, а в случае выдвижения кандидатом в Президенты такой предвыборной программы после регистрации – отменить решение о регистрации.

– Является ли обязательным выступление кандидата в Президенты с предвыборной программой будущей деятельности?

– Это право, но не обязанность кандидата в Президенты. Безусловно, каждый претендент на высший государ­ственный пост крайне заинтересован в получении большего числа голосов избирателей. Поэтому, как правило, кандидат в Президенты исключительно большое значение придает форме и содержанию своей предвыборной программы, ее привлекательности, имеющей цель побудить избирателей отдать голоса именно за его кандидатуру.

Если же по какой-либо причине кандидат в Президенты не выступает с предвыборной программой – это его право, и, согласно Закону «О выборах», какие-либо юридические последствия не наступают.

– Могут ли формироваться инициативные группы по выборам Президента Казахстана?

– Нет, так как создание инициативных групп Законом «О выборах» не предусмотрено.

– Каков правовой статус доверенных лиц кандидата в Президенты Республики Казахстан?

– Кандидаты в Президенты вправе иметь доверенных лиц, которые помогают им в проведении избирательной кампании, ведут предвыборную агитацию, представляют интересы кандидатов.

Кандидаты в Президенты определяют доверенных лиц по своему усмотрению, в количестве, не превышающем трех человек на каждый избирательный участок, и сообщают о них для регистрации в соответствующую избирательную комиссию.

Лица, предлагаемые кандидатом в Президенты в качестве доверенных лиц, представляют в соответствующую избирательную комиссию заявление о своем согласии быть доверенным лицом.

Избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдает им соответствующие удостоверения.

Доверенное лицо должно быть гражданином Республики Казахстан и не может быть членом какой бы то ни было избирательной комиссии, а также лицом, занимающим должность политического государственного служащего. Однако административному государственному служащему не запрещается быть доверенным лицом при определенных условиях, например, при нахождении в отпуске.

Доверенные лица действуют в пределах полномочий, представленных им в письменной форме кандидатом в Президенты.

Доверенные лица утрачивают свой статус по завершении избирательной кампании, по личной инициативе, по решению кандидата в Президенты, а также в случае отмены регистрации кандидата в Президенты.

– Что такое предвыборная агитация и каков порядок ее осуществления?

– Предвыборная агитация – дея­тельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании «за» или «против» того или иного кандидата в Президенты.

Иностранцам, лицам без граждан­ства, иностранным юридическим лицам и международным организациям запрещается осуществлять деятельность, препятствующую и (или) способствующую выдвижению и избранию кандидатов в Президенты, достижению определенного результата на выборах.

Предвыборная агитация начинается с момента окончания срока регистрации кандидатов в Президенты и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов (то есть начинается с 3 марта и заканчивается в 24 часа 1 апреля 2011 года). При проведении повторного голосования предвыборная агитация начинается со дня назначения дня по­вторного голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов.

Предвыборная агитация осуществляется:

1) через средства массовой информации;

2) путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шест­вий, демонстраций и иных предвыборных мероприятий в порядке, установленном законодательством, и не запрещенных Законом «О выборах»), а также личных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями;

3) путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:

1) государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей;

2) военнослужащим Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, работникам органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьям;

3) членам избирательных комиссий;

4) религиозным объединениям.

Сайт газеты «Казахстанская правда»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 29
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.810 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>