Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Благодаря государственной поддержке для казахстанских предприятий открылись многие зарубежные рынки - глава АО «Казнекс инвест» Ерлан Аринов



Благодаря государственной поддержке для казахстанских предприятий открылись многие зарубежные рынки - глава АО «Казнекс инвест» Ерлан Аринов

 

Благодаря государственной поддержке для казахстанских предприятий открылись многие зарубежные рынки - глава АО «Казнекс инвест» Ерлан АриновВ Стратегии развития Казахстана до 2050 года, озвученной Президентом Н.Назарбаевым, особое внимание уделяется развитию экспортного потенциала отечественной промышленности и сельского хозяйства. В результате государственного стимулирования, доля несырьевого экспорта в общем его объеме  должна увеличиться в два раза - к 2025 году, и в три раза - к 2040 году. При этом Глава государства подчеркнул, что все должно быть подчинено ключевой задаче - продвижению нашего экспорта только на  те мировые рынки, где будет долгосрочный спрос на нашу продукцию и услуги.

О том, какая работа ведется в этом направлении, в беседе с корреспондентом КазИнформ рассказывает председатель правления Национального агентства по экспорту и инвестициям АО «Казнекс инвест» Е.А.Аринов.


 

- Ерлан Асатаевич, расскажите о вашем Агентстве -  его истории, о том, какую работу оно выполняет?

- Национальное агентство по экспорту и инвестициям АО «КAZNEX INVEST» является дочерним предприятием Министерства индустрии и новых технологий. Изначально мы были Корпорацией по продвижению казахстанского несырьевого экспорта «КAZNEX». Именно несырьевого, потому что, например, сырье - нефть, газ, - и без этого пользуются спросом на мировом рынке, и вмешательства государства в их экспорт не нужно. Мировой опыт говорит, что если страна хочет экспортировать свои товары, то ей нужна специальная организация для содействия экспорту. В мире сейчас работает 119 таких организаций.

Мы работали как корпорация «КAZNEX» два года, и довольно удачно - нам удалось показать, что государство может успешно содействовать развитию несырьевого экспорта. До этого в нашем экономическом блоке преобладало мнение, что предприятия должны сами пробивать себе дорогу на внешние рынки. Мы разработали концепцию государственной поддержки экспорта, и ее положения вошли в законодательство по вопросам развития торговой деятельности, а также в соответствующие законодательные акты в связи с принятием Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития. При нашей поддержке, для казахстанских предприятий уже открылись многие зарубежные рынки.

 

- Каковы основные формы и методы работы Агентства? Как могут начать сотрудничество с вами казахстанские предприятия?

- Наша работа началась с анализа мировых рынков. Мы искали экспортные ниши для казахстанской несырьевой продукции. Нам говорили, что надо осваивать, в первую очередь, близлежащие рынки, и это правильно. Конечно, мы всегда ориентируемся на рынки стран Таможенного союза, Центральной Азии. Но мы, все же, изучали и другие рынки, и показали нашим товаропроизводителям, как это нужно делать, потому что казахстанские компании раньше не пользовались такими инструментами для изучения рынка. Мы получили доступ к международной торговой информации, которая постоянно обновляется. Есть очень солидная база данных по 180 странам, есть блок информации о том, что и где какие страны покупают, в каких объемах, какие виды товаров. Мы накладываем на эту картину все, что производится в Казахстане. При этом мы изучаем статистику в динамике, потому что нужно знать, где есть рост, а где идет снижение. Если закупки уменьшаются, значит, в этой стране наладили свое производство, и скоро закупки совсем прекратятся. Мы выявляем конкретные товарные позиции для наших экспортеров. Кроме того, нужно просчитывать логистику, знать, каким путем придется доставлять товар, какими будут расходы на транспортировку. Чтобы оказать содействие предприятиям и в этих вопросах, мы обращались в специальные логистические компании, которые показывали нашим бизнесменам, как лучше всего организовать доставку товаров.

Далее, мы вывозим эти предприятия за рубеж - включаем их представителей в торговые миссии, которые являются одним из наших инструментов. Мы связываемся с потенциальными покупателями в разных странах, предоставляем им информацию о товарах и ценах  и выезжаем туда. Результатом наших торговых миссий становятся подписанные нашими предприятиями контракты. За  последние 3 года мы организовали 19 торговых миссий в 12 странах мира: Россия, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Азербайджан, Грузия, Китай, Индия, Иран, Румыния, Беларусь и Польша. Мы также провели 70 спецмероприятий по продвижению порядка 100 казахстанских товарных знаков за рубежом.

Мы размещаем свою информацию на нашем сайте - какие товары, в каких странах пользуются спросом. Кроме того, компании-экспортеры, производящие ту или иную продукцию, обращаются к нам с просьбами провести бриф-анализ - найти потенциальных покупателей для их товаров. Товаропроизводитель может также узнать у нас, на какие товары есть высокий спрос, чтобы наладить их выпуск на своем предприятии. Таких бриф-анализов мы выполняем по 40-50 ежегодно.

Мы знаем все наши экспортоориентированные предприятия - что они производят и куда экспортируют свою продукцию. Наши эксперты побывали во всех областях, на всех предприятиях. Кроме того, о нашей поддержке товаропроизводителей информируют местные акиматы, есть также Фонд «Даму», который создает центры обслуживания предпринимателей. Так что нашим товаропроизводителям не нужно нас искать, мы находим их сами.

- До сих пор мы говорили об институциональной поддержке. Кроме нее, мы оказываем финансовую поддержку - возмещаем 50 процентов затрат предприятия, непосредственно связанных с выходом на экспорт. Это, в частности, реклама за рубежом, расходы на которую для малых и средних предприятий довольно ощутимы. Но реклама себя оправдывает. Например, в прошлом году отечественный производитель напитков размещал свою рекламу на российском телеканале, и экспорт в Россию - пошел. Мы также возмещаем половину затрат на создание представительств наших компаний за рубежом. Всего, в 2010-2012 годах возмещение затрат получил 131 экспортер на сумму свыше 530 миллионов тенге.

 

-​  В последнее время заметен значительный прогресс  в продвижении казахстанских товаров на зарубежные рынки. Можете ли Вы привести обобщенные данные по объемам продаж и географии экспорта?

- Да, благодаря государственной поддержке несырьевой экспорт у нас растет. В 2001 году объем нашего несырьевого экспорта   составил 3,1 миллиарда долларов. В 2011 году мы радовались, что наш несырьевой экспорт, впервые в истории РК, превысил 20 миллиардов долларов США. А уже в прошлом году этот показатель достиг 25,5 миллиарда долларов. Экспорт готовой продукции в 2001 году составил 0,3 миллиарда долларов, а в 2011 году - 3,3 миллиарда долларов. То есть имеется тенденция быстрого роста несырьевого экспорта. Надо отметить, что экспорт, в целом, он ведь тоже растет, но доля несырьевого экспорта в общем объеме растет быстрее.

 

- В каких отраслях наиболее успешно развивается экспортоориентированное производство?

- Сейчас я могу назвать четыре отрасли, в которых есть значительный рост объемов экспорта. Это, во-первых, машиностроение. Казахстанские предприятия экспортируют такие виды товаров, как подшипники, аккумуляторы, трансформаторы. Теперь к ним прибавляются локомотивы, автомобили и, возможно, вертолеты. Во-вторых, растет экспорт продукции из металла. Не самого металла, а изделий из него. Это, например, множество видов проката, проволока, металлоконструкции, стройматериалы. В-третьих, пищевая промышленность, которая и раньше, еще во времена Советского Союза, работала не только на Казахстан. Экспортируются мука, макароны, хлебобулочные изделия, соки, напитки, рис. Кстати, в европейских странах очень хорошо покупают филе судака. Четвертый сектор - химическая промышленность и, связанная с ней, фармацевтическая. Традиционно мы экспортируем желтый фосфор в Европу - этот товар лидирует. Еще экспортируются оксиды хрома и некоторые другие продукты. В фармацевтической отрасли у нас есть 6 мощных компаний-лидеров, экспорт лекарств растет с каждым годом. Конечно, кроме перечисленных, есть товары промежуточные, после первичной обработки. Например, это рафинированная медь, уран, нефтепродукты, электроэнергия.

Мы работаем сейчас также над сектором туризма - здесь имеется большой потенциал для развития. У нас есть планы работы по 4 основным туристическим регионам страны. Думаю, что этот сектор, буквально через несколько лет, будет на одном уровне с теми отраслями, которые я называл.

 

- Какое влияние на развитие несырьевого экспорта оказала реализации Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития?

- Безусловно, без этой программы мы не добились бы таких результатов. Во-первых, все наши инструменты окончательно оформились уже в рамках ГПФИИР. Кроме того, в рамках Госпрограммы создаются производства, изначально ориентированные на экспорт - без этого не будет рентабельности. Но в рамках второго этапа ГПФИИР ведется еще более важная работа. Я говорю о разработке экспортной стратегии Казахстана. Об этом я докладывал Главе государства, и он поддержал эту идею. Экспортные стратегии на сегодня приняты в 100 странах мира, это крайне необходимо - нужно иметь общее видение о том, как следует оказывать поддержку своим товаропроизводителям. Можно расходовать большие деньги на поддержку, но если предприятия не найдут рынков сбыта, эта работа теряет смысл. Вопрос о разработке экспортной стратегии мы отрабатываем  со Всемирным банком, Международным торговым центром ВТО.

 

- Как, на Ваш взгляд, отразилось наше участие в евразийском интеграционном процессе на состоянии казахстанской экономики, в частности, на повышении конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя?

- Конечно, сейчас высказываются разные мнения по данному поводу, и это естественно. Но, прежде всего, надо учесть, что экономика Российской федерации обязательно будет оказывать сильное влияние на  нашу, потому что она в 15 раз больше. Устранение таможенных барьеров - это, однозначно, положительный момент. Наши экспортеры говорят, что это оказалось полезно для них. Конечно, кроме  таможенных, имеются и другие барьеры - их называют барьерами нетарифного регулирования. Требуются разрешения, лицензии на торговлю в странах Таможенного союза. Их постепенно отменяют, но полностью они не исчезнут. Такие барьеры до сих пор есть даже в Европейском Союзе.

Отрицательный момент в интеграции - это то, что наш бизнес, по сравнению с российским, если брать в среднем, менее конкурентоспособен. Наши компании проигрывают в конкурентной борьбе, потому что российские предприятия, как правило, крупнее, они имеют возможности влиять на принятие решений в своем государстве. Но, в целом, мне кажется, до вступления в ВТО нашему бизнесу будет полезна закалка в конкурентной борьбе в рамках Таможенного союза.

 

- Спасибо за беседу.

Мейрамбек Байгарин

Национальное информационное агентство «КазИнформ»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 9
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.322 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>